Конспект лекции по Финансам. Часть 1
- Конспект лекции по Финансам. Часть 1
- Тема 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Финансовые ресурсы
- 1.5. Роль и место финансов в регулировании экономики
- Тема 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
- 2.2. Финансовый механизм, его состав и структура
- 2.3. Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы — СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
- Тема 3. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
- ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
- Тема 4. НАЛОГИ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
- 4.2. Основные элементы налогов
- 4.3. Косвенные налоги — НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
- 4.4. Платежи за ресурсы и другие поступления
1.2. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу» выполняемую финансами. Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к дискуссионным. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции — распределительную и контрольную.
Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения: их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных доходов специального целевого назначения.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на три группы: а) зарплата рабочих, служащих; доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства; б) доходы предприятий сферы материального производства; в) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора.
Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства.
Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, однако оно обязано заботиться о развитии их, а значит, выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер и отраслей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Все это обусловливает объективную необходимость перераспределения первичных доходов предприятий и населения. С помощью перераспределительных процессов государство создает и использует централизованные фонды денежных ресурсов. В этих фондах оно сосредотачивает, а затем использует на общегосударственные нужды все доходы, полученные им в процессе перераспределения национального дохода от предприятий и граждан посредством налогов и сборов (см. схема 1 в приложении).
С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общегосударственной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: государственный, территориальный, местный. И наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.