Конспект лекции по Финансам. Часть 1
- Конспект лекции по Финансам. Часть 1
- Тема 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая система
- 1.4. Финансовые ресурсы
- 1.5. Роль и место финансов в регулировании экономики
- Тема 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
- 2.2. Финансовый механизм, его состав и структура
- 2.3. Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы — СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
- Тема 3. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
- ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
- ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
- Тема 4. НАЛОГИ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
- 4.2. Основные элементы налогов
- 4.3. Косвенные налоги — НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
- 4.4. Платежи за ресурсы и другие поступления
4.1. Экономическая сущность и функции налогов
Налоги в современном обществе — это основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие НТП.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты.
Они возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Без налогов не обходится ни одно государств. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются государственные расходы. Таким образом, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса «…в налогах воплощено экономическое выражение существования государства».
Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества.
Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов — пассивными исполнителями.
Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть НД, принудительно изымаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).
Взимание налогов производится властью государства при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:
– фискальной;
– регулирующей;
– стимулирующей.
Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Сущность регулирующей функции состоит в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.
Стимулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует научный прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства.