Этика деловых отношений. Часть 2 — Завершение беседы
- Этика деловых отношений. Часть 2
- Ведение деловой беседы
- Обоснование выдвигаемых положений
- Завершение беседы
- Ведение коммерческих переговоров
- Коммерческий переговорный процесс
- Техника ведения коммерческих переговоров
- МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- Подготовка к проведению делового совещания
- Ведение делового совещания
- Этические нормы делового телефонного разговора
- Правила делового телефонного разговора, когда звоните вы
- Приемы рационализации телефонного общения
- Национальные стили ведения переговоров
- Психолого — коммуникативный потенциал деловых партнеров
Последний этап беседы — ее завершение. Успешно завершить беседу — это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи:
—достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели;
—обеспечение благоприятной атмосферы;
—стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий;
—поддержание в дальнейшем (в случае необходимости) контактов с собеседником, его коллегами;
—составление резюме с четко выраженным основным выводом, понятным всем присутствующим.
Очень важно отделить завершение беседы от ее основной части например, с помощью таких выражений: «Давайте подведем итоги», «Итак, мы подошли к концу нашей беседы».
Вот типичные вопросы собеседника, свидетельствующие о завершении беседы, когда решение уже принято: «А вы будете участвовать в ...»; «Можно ли с помощью этого также...?»; «Уверены ли вы, что мы вовремя-это осуществим?»; «Когда можно начать работу?»; «Как обстоят дела со сроками?»
Другим признаком, свидетельствующим о том, что близится конец беседы, является изменение в поведении собеседника:
—он в расслабленном состоянии наклоняется вперед с выражением заинтересованности или, наоборот, разводит или сжимает руки;
—проявляет знаки дружеского отношения;
—слушает ваше выступление с выражением одобрения, иногда кивая;
—снова перелистывает ваш проект, просматривая еще раз помещенные в нем данные.
Завершение беседы нельзя сводить только к простому повторению наиболее важных ее положений. Основные идеи должны быть сформулированы очень четко и кратко. Вы должны придать общему выводу легко усваиваемую форму, т.е. сделать несколько логических утверждений, полных смысла и значения. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода, не должно быть места лишним словам и расплывчатым формулировкам. В обобщающем выводе должна преобладать одна основная мысль, изложенная чаще всего в виде нескольких положений, которые последовательно выражают ее в максимально сжатой форме.
В письменном виде ЗАКЛЮЧЕНИЕ состоит из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют единство, которое в совокупности характеризует итоги проведенной беседы.
Заключение составляется на основе письменной записи всей беседы. Эта запись — чрезвычайно важный документ, в котором обязательно соблюдаются все необходимые формальности и указываются:
—фамилии, имена и отчества присутствующих, их должности (уровень, ранг, постоянное место работы);
—продолжительность беседы;
—по чьей инициативе она состоялась.
Достигнув цели, попрощайтесь с собеседником. Как только будет принято решение, поблагодарите его, поздравьте с разумным решением, скажите, что он будет доволен своим выбором, и удалитесь.