Экономическая социология — предмет экономической социологии — Монетарный анализ экономического поведения Г. Зиммеля
- Экономическая социология — предмет экономической социологии
- Основные слои содержательных категорий
- Теоретические проблемы экономической социологии
- Типологический подход в понимающей социологии М. Вебера
- Логико-экспериментальный анализ экономического действия В. Парето
- Монетарный анализ экономического поведения Г. Зиммеля
- Общественный институт денег
- Вероятностно-стохастический анализ экономического поведения Н. Кондратьева
- Синтетический подход Й. Шумпетера
- Механизм сохранения и завоевания власти в интерпретации Й. Шумпетера
Монетарный анализ экономического поведения Г. Зиммеля
Важнейший вклад в прояснение социальной природы экономического поведения, репрезентативного для периода развивающегося индустриального капитализма, внес Г. Зиммель[18]. Рассмотренный им монетарный аспект социальной жизни дал возможность раскрыть сущность универсальных критериев и форм социально-экономического обмена, которые регулируют и координируют человеческое поведение, а также выделить объективные институциональные структуры, детерминирующие рациональную природу большинства социальных действий.
Кроме того, институт денег в рамках социологического анализа позволяет связать единым детерминационным стержнем поведение множества людей, относящихся к различным социальным категориям и находящихся в «разноудаленном» отношении друг к другу, как в рамках реального пространства и времени, так и конкретной, исторически сложившейся системы социальной стратификации. Монетарные отношения социально-экономического обмена являются реальными конструкциями, которые соединяют партнеров конкретных экономических трансакций, непосредственно взаимодействующих друг с другом, а также «социальных анонимов», не имеющих друг о друге никакого представления, но опосредованно связанных системой монетарных цепочек. Импульсы социального обмена передаются на громадные расстояния и позволяют субъектам с помощью этого бесконечного транзитного механизма получать в свое распоряжение необходимые экономические ценности, о которых сигнализирует рынок через механизм цен.
Согласно Г. Зиммелю, рационализация (интеллектуализация) и монетаризация социальной жизни– два параллельных процесса эволюции человеческого общества. В тенденции они способствуют выравниванию социального и сословного неравенства, открывая перед индивидами универсальное поле экономического обмена, увеличивая набор социальных и экономических альтернатив в зависимости от масштабов расширения свободного рыночного пространства, не ограниченного различными социальными и государственно-территориаль-ными барьерами. С другой стороны, деньги унифицируют и стандартизируют уникальную человеческую жизнь, нивелируют индивидуальные человеческие проявления, переводя их в количественные эквиваленты, ценовые стандарты и масштабы рыночного обмена. Тем самым рациональность монетарной экономики является естественным препятствием для всех прочих проявлений человеческой жизни, подчиненных другим критериям и ценностным приоритетам, которые не могут быть измерены в масштабах монетарно-рыночного обмена.
Таким образом, Г. Зиммель уже в начале ХХ века предупреждал о парадоксах развития рыночных отношений, унификация, стандартизация и рационализация которых в рамках западного капитализма не могут служить «беспроблемным идеалом» для развития современной цивилизации. Эти процессы способствуют возникновению антагонизма между личностно-групповыми ценностными ориентациями и холодным миром рационального расчета, базирующимся на денежной калькуляции в системе бесконечных телеологических рядов экономического обмена[19].
Объективность человеческого взаимодействия в монетарной экономике находит свое выражение в чисто денежных экономических интересах. Последние же при определенных условиях могут абсолютизироваться и приводить к антисоциальным действиям. Это объясняется «денежной гибкостью», которая является следствием отделения денег от частных интересов, источников и связей и способствует практически неограниченному их использованию. Деньги «внутри себя» не содержат ни директив, ни препятствий, они «следуют» сильнейшему эгоистическому импульсу. Сдерживающие же факторы, когда определенные суммы денег могут быть «запятнаны кровью» или находятся под запретом — это лишь сантименты, которые полностью теряют свое значение в связи с увеличивающимся безразличием к деньгам как абстрактному средству измерения ценности[20].
Таким образом, использование денег становится не похожим на другие формы владения и не ограничивается объективными и этическими соображениями[21]. Рациональность денежного обмена, в который вовлечено множество людей, может «снабдить средствами» любого, но одновременно становится индифферентной к практическим целям, которые любой из них выбирает и реализует[22]. В результате этого возникает масса фактов «эксплуатации денежной силы», когда на высших точках денежных трансакций экономическая жизнь определенных категорий людей и сеть их «телеологических серий» не имеют никакого определенного значения, за исключением «делания денег»[23].
Тем не менее, эти негативные свойства монетарной экономики, тщательно проанализированные Г. Зиммелем, не умаляют роли денежного механизма, который является фундаментальным фактором современной рыночной цивилизации. В связи с этим рассмотрим некоторые универсальные свойства института денег, являющиеся основой монетарного анализа экономического поведения в различных индивидуальных, групповых и массовых формах.
Деньги, с точки зрения Г. Зиммеля, открывают перед человеком аксиологическое поле товарного обмена, который выступает как техническая форма экономических трансакций. Деньги порождают сферу ценностей, независимых от субъективно-личностной «субструктуры» тех, кто втянут в систему обмена. Индивиды, которые побуждаются своими желаниями и оценками совершить тот или иной обмен, являются сознательными только в установлении ценностных связей и пропорций между объектами обмена. В рамках развитой экономики эти объекты циркулируют в соответствии с нормами и измерениями, которые фиксированы в каждый данный момент, что заставляет индивидов ориентироваться на объективную меру оценки, возникающую в самом процессе экономического обмена. Индивиды могут принимать или не принимать участие в этой сфере, но если они хотят участвовать в ней, то могут делать это только в качестве представителей и душеприказчиков тех детерминант, которые находятся за пределами их субъективного желания[24].
Желания и чувства субъектов являются «движущей силой заднего плана». Они не могут самостоятельно вызывать формирование ценности, являющейся результатом уравновешивания объектов обмена относительно друг друга. Экономика совершает все оценки через обмен, создавая промежуточную сферу между желаниями, которые являются источником любой человеческой деятельности, и удовлетворением потребностей, в которых эти желания достигают своей кульминации[25]. Постулируя относительную независимость и автономность экономики как системы обмена, устанавливающей ценности обращающихся объектов, Г. Зиммель указывает на взаимодетерминацию этой объективной сферы и «движущих сил заднего плана», которые «дробят» абстрактную систему обмена субъективными интересами людей на множество независимых серий и мотивов[26].
Другими словами, экономическая детерминация ценностных отношений в процессе обмена предполагает, с одной стороны, их независимость от субъективных желаний, с другой — связывает их с субстанцией человеческих страстей, интересов, решений и действий. Таким образом, каждый человек вынужден учитывать объективные пропорции ценообразования, «соединяясь» с ними в рамках конкретных денежных калькуляций и ценовых масштабов. В конечном итоге речь идет о социальной детерминации человеческих действий, которые «привязываются» через свои персональные оценки и предпочтения к объективному саморегулирующемуся механизму, устанавливающему стоимостные пропорции, ценность и масштабы рыночного обмена.
Деньги, по Зиммелю, — это субстанция экономического обмена, которая представлена в двух относительно самостоятельных проекциях. Каждая из этих проекций выражает их сущность, но «является» тем, кто их использует, по-разному. С одной стороны, нет ничего проще денежного механизма, который осваивают все, кто включен в экономическую жизнь и использует его для реализации своих целей. Это очевидный набор операций денежного счета и расчета, доступный каждому человеку. Он определяется количеством материальных носителей экономических ценностей, имеющихся в распоряжении, которые в соответствии с индивидуальными предпочтениями и интересами перераспределяются в системе экономического обмена от одного экономического агента к другому.
С другой стороны, деньги — абстрактная институциональная система высшей степени сложности, понимание механизмов функционирования которой полностью не доступно никому. В результате этого вторая проекция института денег фетишизируется и «является» большинству пользователей, прежде всего как абстрактная ценность сама по себе[27]. Другими словами, деньги как технический механизм оценивания и измерения обмена, спонтанно возникший в процессе социальной эволюции экономических систем, превращаются в абсолютную ценность. В сознании большинства пользователей она представлена в качестве аксиологического (ценностного) условия достижения тех или иных экономических целей. Превращение средства измерения ценностей в самодостаточную ценность влечет за собой целый ряд негативных последствий, искажающих и нарушающих принцип и ход действия денежного механизма.
«Мифологизация» денег нарушает непрерывность экономического обмена, затормаживает их оборот, подчиняя его дискретным мотивам тех экономических агентов, которые абсолютизируют функции денег в соответствии со своими представлениями, предпочтениями и интересами. Эта дискретность человеческого сознания и поведения противопоставляется непрерывному континууму денежного обмена, который постоянно корректирует человеческие действия, возвращая их в русло рациональных процедур денежного порядка.
Таким образом, любое экономическое действие рационально не столько потому, что оно разумно (то есть реализуется с помощью интеллекта), сколько потому, что его рациональность детерминируется монетарным фактором. Последний, с одной стороны, находится за пределами индивидуального экономического действия, с другой — является его (действия) имманентной составляющей, которая принуждает человека вести себя рационально. Любое, самое сложное качество человеческого действия с помощью денег приводится к количественному масштабу, который отражает реальное состояние денежного механизма и той экономики, которую этот механизм обеспечивает.
Неважно, как работает денежный механизм — хорошо или плохо. Главное, что он связывает в функциональное единство субъективный мир человеческих притязаний и интересов и объективную систему экономического обмена. Невозможно, считает Г. Зиммель, напрямую получить удовольствие от денег, если они исключены из любых субъектных отношений. В ходе своей эволюции монетарный механизм все больше привязывает мир субъективных проекций индивидов к объективной рациональности денежных калькуляций и ценовых пропорций экономического обмена, расширяя альтернативы и степень свободы субъектов экономического поведения. В наибольшей степени это становится возможным в случае стабильности ценности денег, которая является, во-первых, непременным условием для непрерывности интеграции экономики и ее производительности и, во-вторых, основой для расчета долгосрочных периодов, массового производства и долгосрочных кредитов[28].
Однако стабильность денежного механизма как объективного измерителя эквивалентности обращающихся благ, например, в условиях инфляции может нарушаться. В этом случае денежная шкала начинает искажать информацию о величине цен и дезориентировать ее пользователей и потребителей. Вследствие этого деньги не являются постоянным фактором установления так называемой «объективной» рыночной цены. Значение денег в выражении ими экономических соотношений между объектами, являющееся источником их практических функций, не есть «готовая реальность»[29].
Деньги не всегда могут функционировать в соответствии с их чистым назначением, но могут выступать как специфический объект (товар) в связке со всеми остальными[30]. Балансировка денежного механизма внутри экономической системы является сложной «эволюционной», теоретической и эмпирической задачей. Ее решение позволяет создавать условия для устойчивого экономического пространства, где в рамках так называемой «справедливой» цены за товар, как некоторой устойчивой меры (нормы), становятся возможными полномочия отдельного человека распоряжаться чем-либо[31].
В исследовании Г. Зиммеля особое место занимает институциональный анализ денег. Деньги — это не только средство обмена, набор технических процедур, обеспечивающий процесс экономического взаимодействия между множеством агентов рынка, универсальный товар, приводящий к общему знаменателю ценность обращающихся товаров и позволяющий соотносить их друг с другом. Деньги — это социальный институт, интегрирующий действия и усилия миллионов людей по единым правилам, стандартам и на единой территории. Он обеспечивает концентрацию и экономию социальной энергии в такой форме, которая позволяет при минимуме затрат достигать максимального результата перед лицом каждой потребности[32].