Экономическая социология — предмет экономической социологии — Основные слои содержательных категорий
- Экономическая социология — предмет экономической социологии
- Основные слои содержательных категорий
- Теоретические проблемы экономической социологии
- Типологический подход в понимающей социологии М. Вебера
- Логико-экспериментальный анализ экономического действия В. Парето
- Монетарный анализ экономического поведения Г. Зиммеля
- Общественный институт денег
- Вероятностно-стохастический анализ экономического поведения Н. Кондратьева
- Синтетический подход Й. Шумпетера
- Механизм сохранения и завоевания власти в интерпретации Й. Шумпетера
Первый категориальный слой — субъектные категории и сопутствующие им теории, которые дают представление о строении, функциях и развитии различных субъектов социальной жизни. Перечислим некоторые из этих категорий: «социальный индивид» (личность), «социальная ячейка» (семья), «социальная группа», «социальная организация», «социальная популяция» (демографическая, конфессиональная, профессиональная и др.), «социальная общность» (этническая, региональная и др.), «социетальное общество», «диффузные группы» (толпы, очереди, транзитные группы и т.д.).
Второй категориальный слой — категории и сопутствующие им теории, которые отражают структурно-функциональные связи, механизмы взаимодействия и взаимодетерминации различных элементов социальных систем. К ним, например, можно отнести категории «социальная коммуникация», «социальное взаимодействие», «социальный обмен», «социальная стратификация», «социальная сеть» и т.д.
Третий категориальный слой — акционно-поведенческие категории и «расширяющие» их теории. В рамках этих категорий интерпретируются и объясняются типы, виды, специализация и направленность различных форм социальной активности. Среди акционно-поведен-ческих категорий прежде всего необходимо выделить такую фундаментальную категорию, как «социальное проведение» (действие). В свою очередь эта категория разветвляется на множество своих модификаций — индивидуальное, групповое, коллективное, массовое, организационное, экономическое, трудовое, этническое, демографическое поведение и др.
Четвертый категориальный слой – интегративные категории и теории, которые отражают и объясняют действие механизмов институциональной и культурной детерминации и интеграции социальных систем. К их числу можно отнести категории «социальная ценность», «социальная норма», «социальный институт» и их модификации.
Пятый категориальный слой – процессуальные категории и сопутствующие им теории. Они отображают динамику (изменения, эволюцию) различных элементов социальной жизни во времени и пространстве. К этим категориям относятся: «социальное изменение», «социальная мобильность», «социальная диффузия», «социальный цикл», «социальный конфликт», «социальная адаптация», «социализация», «социальная динамика» и др.
Шестой категориальный слой – этологические и витально-биологические категории и теории, отражающие и объясняющие природно-биологические основы социальной жизни и человеческого поведения. К ним можно отнести такие категории как «массовое поведение», «социальная паника», «альтруизм», «агрессия», «сексуальное поведение» и т.п.
Какая-либо категория из этих классов может занимать фундаментальное положение в той или иной парадигме социологического знания и служить концептуальным стержнем ее построения. Другие же категории в этой парадигме будут играть лишь подчиненную, вспомогательную роль. В каждом конкретном случае основная категория высвечивает социальную реальность через свой специфический категориальный аппарат, внутри которого существует своя логика построения и конструирования этой реальности.
Являясь сторонниками поведенческой парадигмы в социологическом анализе, мы считаем, что предметом социологии является социальное поведение (социальное действие) в его индивидуальных, групповых, организационных и массовых формах, детерминируемое и интегрируемое различными социокультурными институтами и механизмами. Разумеется, что та реальность, которая скрывается за этой категорией или тот способ существования социальной реальности, который открывается специалистам, интерпретирующим и использующим эту категорию, развертывается в определенном социально-историческом контексте. Мотивы и результаты действий различных субъектов социального поведения есть производное тех субстанциальных условий, которые выявляются через систему множества других категорий, отражающих институциональный, традиционный, социокультурный, коммуникативный и нормативно-функциональный каркас социальных действий.
Подчеркнем, что предмет социологии, который мы сформулировали, не сводится к одной базовой категории. Она является лишь некоторой точкой отсчета, некоторой традиционно принятой в научном сообществе гипотезой, удобной системой координат, к которой привязываются все прочие категории и концептуальные схемы. Категория социального поведения позволяет нам лишь концептуально ориентироваться и входить в круг наших профессиональных интересов, которые находятся за пределами метафизических (неясных) вопросов, связанных с обоснованием той области научного знания, в рамках которой мы работаем.
Таким образом, предмет экономической социологии — экономическое поведение, специфика которого будет определена ниже.
Мы не абсолютизируем свою точку зрения, так как исходим из предпосылки множественности представлений о статусе и функциях социологии. Это объясняется не только сосуществованием в ней различных научных парадигм, подходов и традиций, в рамках которых излагаются часто противоположные концептуальные схемы и точки зрения, но и тем фактом, что она находится на этапе становления. Последнее тем более относится к экономической социологии, особенно в отечественной науке. Подтверждением этому является хотя бы тот факт, что социологическая наука, изучающая социальные процессы в экономике, еще не имеет устоявшегося названия и у различных авторов именуется как «экономическая социология», «социология экономики», «социология экономической жизни», «социология хозяйственной жизни» и т.п.
Нам представляется, что однозначное определение предмета экономической социологии вообще малопродуктивно, так как сужает, ограничивает или искажает ее предметную область определенным набором теоретических предпосылок и концептуальных схем. В результате могут заслоняться и исчезать из поля зрения важнейшие ракурсы различных проблем. Кроме того, попытки жестко отграничить экономическую социологию от других наук служат поводом для конкуренции с ней этих наук, отстаивающих свой специфический предмет. Конечно, такое отграничение в практическом плане неосуществимо. Примером тому существование в русле экономической теории различных направлений, охватывающих, в том числе, и социологическую проблематику: институциональный и трансакционный анализ, теории контрактного институционализма, прав собственности, предпринимательства и другие.