Курс лекций по социологии. Часть 3
- Курс лекций по социологии. Часть 3
- 12.2. Основные понятия социологии культуры
- 12.3. Системный анализ современной культуры
- 12.4. Деловая культура как культура новой социальной общности
- ТЕМА 13. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 13.2. Структура семьи
- 13.3. Функции семьи
- 13.4. Социологический анализ брачных отношений
- 13.5. Женщина и современная семья
- ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- 14.2. Основные теории девиантного поведения
- 14.3. Нормы поведения и социального контроля
- ТЕМА 15. ГЛОБАЛИСТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- 15.2. Становление и развитие глобалистики в России
- 15.3.Важнейшие глобальные проблемы современного общества
- 15.4. Социальная экология
- 15.5. Социальное прогнозирование
- ТЕМА 16. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 16.1. Типология социологических исследований
- 16.2. Основные требования к разработке программы
- 16.3. Требования к программе исследования
- ТЕМА 17. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 17.2. Принципы социологических измерений
- 17.3. Приемы сбора эмпирической информации
- 17.4. Методы обработки социологической информации
13.5. Женщина и современная семья
Развитие правового регулирования семейно-брачных отношенийЛюбовь любовью, но в обществе складывается более или менее жесткая правовая регуляция семейно-брачных отношений. Наша страна всегда имела в этом плане самое прогрессивное законодательство.
В своде законов России в начале ХХ в. предписывалось: "Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность" (10 заповедей женам).
Законы всегда закрепляли неравноправное положение женщины. Царь вавилонской династии, Хаммурапи в 1750 г. до н. э. установил: "Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то царь пощадит жизнь своего раба". Мужская неверность не только не порицалась, а даже наоборот — поощрялась.
Во второй половине ХIХ в. идея равенства мужчины и женщины объявлялась безумной, ведущей к вырождению и гибели человечества.
Многие системы западных стран закрепляют неравенство замужней женщины. В ряде штатов США право собственности на имущество и контроль за ним предоставлено только мужу. Исключительное право управления имуществом имеет муж в Швейцарии, Японии, Нидерландах, Бразилии и т. п. Во Франции муж решает вопрос, может ли его жена заниматься той или иной профессией. Женщина ставится в неравноправные условия при расторжении брака.
В нашем законодательстве положение иное, у женщины больше прав. Но пришли к этому не сразу. Дело доходило даже до курьезов, — например, издания специальных декретов о национализации женщин. Один из них действовал в г. Владимире в 1918 г. "После 18 лет всякая девица объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого наказания зарегистрироваться в бюро свободной любви при Комиссариате призрения.
Выбирать мужа или жену предоставляется желающим один раз в месяц. Бюро свободной любви автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, даже без их согласия, в интересах государства.
Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность республики".
Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но все соткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессиональная карьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой стороны, резко сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей. Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.
Умение строить семью — особый дар женщины. Опросы показывают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно от женщины чаще всего зависит умение создавать эту бесконфликтную обстановку.
Большая часть женщин указывает на грубость мужа как одну из причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоит пьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину развода указали 95 процентов женщин и только 4,6 процента мужчин.
Правда, нередко разводы возбуждаются без достаточных оснований. 14,5 процента дел заканчиваются примирением, а 3 процента подавших заявление не являются в суд.
Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы мешает неразвитость социальной сферы, службы быта. Вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных — только 3 процента. Свою негативную роль играет и общественная психология — традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламу бытовых приборов — стиральной машины, пылесоса. На ней всегда изображена симпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины выходит двойной рабочий день.
Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в млрд. человеко-часов и сопоставимы с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в день, то затраты женщины — 4-5 часов.
Социология семейно-брачных отношений исследует гендерные или социально-культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии "мужское" и "женское". Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам "настоящих" мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпретации результатов практически любого гендерного исследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Одним словом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление незначительности или полного их отсутствия. Беспроблемность мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.
Первые же исследования гендерных проблем в Санкт-Петербурге показали, что среди мужчин больше, чем среди женщин, встречается людей, считающих себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за невозможности быть "настоящими мужчинами", они стараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения собственной судьбы.