Курс лекций по социологии. Часть 3
- Курс лекций по социологии. Часть 3
- 12.2. Основные понятия социологии культуры
- 12.3. Системный анализ современной культуры
- 12.4. Деловая культура как культура новой социальной общности
- ТЕМА 13. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 13.2. Структура семьи
- 13.3. Функции семьи
- 13.4. Социологический анализ брачных отношений
- 13.5. Женщина и современная семья
- ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- 14.2. Основные теории девиантного поведения
- 14.3. Нормы поведения и социального контроля
- ТЕМА 15. ГЛОБАЛИСТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- 15.2. Становление и развитие глобалистики в России
- 15.3.Важнейшие глобальные проблемы современного общества
- 15.4. Социальная экология
- 15.5. Социальное прогнозирование
- ТЕМА 16. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 16.1. Типология социологических исследований
- 16.2. Основные требования к разработке программы
- 16.3. Требования к программе исследования
- ТЕМА 17. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 17.2. Принципы социологических измерений
- 17.3. Приемы сбора эмпирической информации
- 17.4. Методы обработки социологической информации
12.4. Деловая культура как культура новой социальной общности
Деловая культура главным образом связана с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю.
В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный.
Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности.
Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.
В современных условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.
На какие же ценности ориентируются сегодня российские предприниматели, что определяет их деловую культуру?
- По исследованиям, проведенным институтом социологии РАН, это следующие ценности:
- быть независимым — 58,6%;
- иметь близких по духу сотрудников — 39,7%;
- заработать хорошие деньги, иметь высокий уровень жизни — 34,8%;
- реализовывать свои личные качества — 34,2%;
- работать с высококвалифицированными коллегами — 31,2%;
- создавать себе высокую деловую репутацию — 27,6%;
- реализовывать свои профессиональные качества — 25,5%;
- работать над сложными, интересными проблемами и реализовывать организаторские способности — 20%;
- занять престижную должность — 6,1%.
Приведенные данные показывают ориентацию российских предпринимателей в основном на западные ценности, среди которых главная — независимость.
- Социологи выделяют такие особенности деловой культуры современных российских предпринимателей:
- склонность к манипулированию, к завуалированию целей и сокрытию своих интересов;
- решение деловых проблем на уровне межличностных отношений, заменяющих контрактные;
- установка на сиюминутную выгоду;
- управленческая некомпетентность, проявляющаяся в нереализуемости решений и служебном блефе;
- психологические установки на давление, нажим, жесткость позиции и стремление навязать партнеру собственные условия.
В Европе деловая культура уже сформировалась и имеет устоявшиеся ценности, ориентирующие предпринимателей на созидательность, независимость и взаимополезность. На этапе формирования российской деловой культуры возникает проблема ее взаимодействия с европейской и восточной деловой культурой, проблема сохранения специфических черт собственно российской деловой культуры.
В заключение отметим, что социология культуры представляет собой важную отрасль социологического знания. Исследование культуры в социологии позволяет определить общее и специфическое в социокультурных процессах различных обществ.
- Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"?
- В чем специфика социологического понимания "культуры"?
- Как понимал культуру 3. Фрейд?
- Охарактеризуйте специфику феномена культуры.
- Определите культуру как феномен сознания.
- Что означает культура как способ ценностного освоения действительности?
- Охарактеризуйте особенности российского менталитета.
- Объясните роль языка как первоосновы культуры.
- Что такое субкультура?
- Определите связь культуры и идеологии.
- Охарактеризуйте культуру как целостное явление.
- Каково соотношение развития и саморазвития различных форм культуры?
- Какие основные суперсистемы культуры можно выделить?
- Каковы особенности современной российской культуры?
- Охарактеризуйте культуру как целостное явление.
- Каково влияние компьютеризации на развитие культуры?
- Каковы основные характеристики деловой культуры?
- В чем состоят особенности современной деловой российской культуры?