Курс лекций по социологии. Часть 3
- Курс лекций по социологии. Часть 3
- 12.2. Основные понятия социологии культуры
- 12.3. Системный анализ современной культуры
- 12.4. Деловая культура как культура новой социальной общности
- ТЕМА 13. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 13.2. Структура семьи
- 13.3. Функции семьи
- 13.4. Социологический анализ брачных отношений
- 13.5. Женщина и современная семья
- ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- 14.2. Основные теории девиантного поведения
- 14.3. Нормы поведения и социального контроля
- ТЕМА 15. ГЛОБАЛИСТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- 15.2. Становление и развитие глобалистики в России
- 15.3.Важнейшие глобальные проблемы современного общества
- 15.4. Социальная экология
- 15.5. Социальное прогнозирование
- ТЕМА 16. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 16.1. Типология социологических исследований
- 16.2. Основные требования к разработке программы
- 16.3. Требования к программе исследования
- ТЕМА 17. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 17.2. Принципы социологических измерений
- 17.3. Приемы сбора эмпирической информации
- 17.4. Методы обработки социологической информации
14.3. Нормы поведения и социального контроля
Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением.
- Возможны три основные формы контроля:
- изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;
- обособление — отраничение контактов, неполная изоляция, например, колония, психбольница;
- реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей.
Контроль может быть формальным и неформальным.
Неформальный контроль — это неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы.
Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п.
Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм, и правил, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.
Как можно заставить современную женщину взять на себя неблагодарную домашнюю работу? Только воспитав, социализировав ее таким образом, чтобы она хотела и стремилась иметь детей, мужа, свой очаг и чувствовала себя несчастной без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и моральным нормам, ограничивающим его свободу? Только культивируя, воспитывая у него с детства те чувства и стремления, которые приводят его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества. Большинство своих социальных ролей люди выполняют не совсем удачно не потому, что они не способны, а потому, что они либо не принимают содержание этих ролей, либо не хотят их исполнять.
Но в данном случае речь больше идет о внутреннем социальном контроле. Есть еще и внешний групповой социальный контроль за поведением человека. Каждый человек включен в самые различные социальные группы: семья, учебный или производственный коллектив, соседское сообщество, круг друзей и товарищей по совместным увлечениям и т. п. Необходимым условием включения индивида в ту или иную социальную группу является соблюдение человеком определенных культурных норм, принятых этой группой, составляющих своего рода кодекс поведения. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможны различные санкции к нарушителю, вплоть до изгнания из группы.
В современном обществе, разумеется, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения, применяется групповой социальный контроль от имени всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению.
Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Случайные половые связи нарушают нормы-ожидания и не одобряются общественным мнением (ловелас, донжуан — общественный остракизм, изнасилования — строгое уголовное наказание). Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила — законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот.
При этом следует иметь в виду, что преступление в определенной мере служит показателем несовершенства норм и нередко подготавливает почву для становления новых норм морали и права. Таким образом, в социологии девиантность предстает как социальное явление, которое изучается при помощи специальных социологических методов.
- Какое поведение называется девиантным?
- Как объясняются девиации с биологических позиций?
- Как объяснял девиантное поведение Э. Дюркгейм?
- Как объясняет девиантное поведение теория структурной напряженности?
- Как объясняет девиантное поведение теория инвестирования?
- Как объясняет девиантное поведение теория привязанности?
- Как объясняет девиантное поведение теория стагнации?
- Что способствует росту девиации?
- Охарактеризуйте основные формы социального контроля.
- Какова роль социализации в снижении девиации?
- В чем значение норм и правил для регулирования поведения людей?