Курс лекций по социологии. Часть 3
- Курс лекций по социологии. Часть 3
- 12.2. Основные понятия социологии культуры
- 12.3. Системный анализ современной культуры
- 12.4. Деловая культура как культура новой социальной общности
- ТЕМА 13. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 13.2. Структура семьи
- 13.3. Функции семьи
- 13.4. Социологический анализ брачных отношений
- 13.5. Женщина и современная семья
- ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- 14.2. Основные теории девиантного поведения
- 14.3. Нормы поведения и социального контроля
- ТЕМА 15. ГЛОБАЛИСТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- 15.2. Становление и развитие глобалистики в России
- 15.3.Важнейшие глобальные проблемы современного общества
- 15.4. Социальная экология
- 15.5. Социальное прогнозирование
- ТЕМА 16. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 16.1. Типология социологических исследований
- 16.2. Основные требования к разработке программы
- 16.3. Требования к программе исследования
- ТЕМА 17. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 17.2. Принципы социологических измерений
- 17.3. Приемы сбора эмпирической информации
- 17.4. Методы обработки социологической информации
15.5. Социальное прогнозирование
Разрешение глобальных проблем современной цивилизации требует, несомненно, разработки достоверных демографических, социальных, экологических, градостроительных и других прогнозов. Известно, что ученые Римского клуба говорили о пределах роста, выдвигали идеи нулевого роста. Иной надежды у человечества, по их мнению, нет. Иначе — новое варварство на опустошенной, обезображенной и перенаселенной планете.
- В основу прогнозов можно заложить два методологических принципа.
- Во-первых, ускорение темпов экономического и социального развития. Каждый год на исходе нашего века можно приравнять к десятилетию в прошлом веке, к столетию в средние века.
- Во-вторых, пределы роста выводятся из простой экстраполяции, наращивания количественных показателей. Но диалектика показывает, что любые количественные изменения обязательно переходят в качественные. Выход при желании всегда находится, например, в новых безотходных технологиях, в экономии энергии, минеральных ресурсов.
Более того, человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути выхода. Сначала — охота и собирательство, затем — переход к земледелию и скотоводству, от кочевого к оседлому образу жизни, от деревень к городским поселениям; освоение ресурсов Мирового океана и т. д. Все эти качественные рывки в развитии цивилизации — примеры разрешения возникающих противоречий.
Таким образом, установлена необходимость прогнозов для решения глобальных проблем человечества. Уже существуют и проверены на практике определенные методы построения прогнозов.
В настоящее время отработаны методы построения прогнозов, которые позволяют заглянуть в будущее. Например, метод экстраполяции, который широко используется для расчета перспективной численности населения, региона, страны, континента. Именно такой метод прогнозирования применялся для расчета перспективной численности населения нашей планеты.
В прогнозировании широко распространен метод исторической аналогии. К примеру, наша страна, попав в кризисную ситуацию, изучает опыт выхода из кризиса США в 30-е гг., ФРГ и Японии из послевоенной разрухи. При решении продовольственной проблемы в России вспоминают столыпинскую реформу, при использовании рыночных отношений — новую экономическую политику 20-х гг. Конечно, возможности применения исторического опыта ограничены новыми социально-экономическими обстоятельствами, но рациональные зерна всегда находятся и используются в практике прогнозирования глобальных проблем.
С появлением современной вычислительной техники широкое распространение получил такой метод социального прогнозирования, как kматематическое моделирование. Он позволяет вводить в модели десятки исходных показателей и рассчитывать варианты развития глобальных проблем. Чаще математическое моделирование используется при разработке экономических и экологических прогнозов.
В реальной практике в основном применяются комбинированные методы прогнозирования, когда один и тот же прогноз делают различные группы экспертов.
Возникает резонный вопрос, а почему при серьезном научном обеспечении некоторые прогнозы не сбываются?
- Во-первых, ошибаются и синоптики, которые дают прогноз на несколько часов.
- Во-вторых, прогнозируют люди, а они всегда субъективны даже в своем объективизме. Чем больше идеологии при прогнозировании, тем больше вероятность ошибки.
Типичный пример — просчеты, которые происходят в сценариях экономического и социального реформирования российского общества. Необходимо определиться, какое общество мы хотим видеть.
- Если суммировать все варианты прогнозирования нашего будущего, то получается следующая модель:
- капитализм — в экономике;
- социализм — в распределении;
- демократия — в управлении;
- плюрализм — в политической и духовной жизни.
Весь развитый мир двигается именно в этом направлении.
Из опыта ХХ в. можно сделать вывод о том, что наименее устойчивыми являются системы, где некоторые принципы доводятся до крайности. Поэтому целесообразно строить прогнозы развития общества исходя из условия рациональности функционирования общественной системы.
В заключение отметим, что на основе итогов конференций ООН в Рио-де-Жанейро (1992), в Каире (1994), Копенгагене (1995), Киото (1997) начинает формироваться понимание, что человечество в ХХI веке выживет, только следуя критериям самоограничения и самодисциплины.