Курс лекций по социологии. Часть 3
- Курс лекций по социологии. Часть 3
- 12.2. Основные понятия социологии культуры
- 12.3. Системный анализ современной культуры
- 12.4. Деловая культура как культура новой социальной общности
- ТЕМА 13. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 13.2. Структура семьи
- 13.3. Функции семьи
- 13.4. Социологический анализ брачных отношений
- 13.5. Женщина и современная семья
- ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- 14.2. Основные теории девиантного поведения
- 14.3. Нормы поведения и социального контроля
- ТЕМА 15. ГЛОБАЛИСТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- 15.2. Становление и развитие глобалистики в России
- 15.3.Важнейшие глобальные проблемы современного общества
- 15.4. Социальная экология
- 15.5. Социальное прогнозирование
- ТЕМА 16. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 16.1. Типология социологических исследований
- 16.2. Основные требования к разработке программы
- 16.3. Требования к программе исследования
- ТЕМА 17. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 17.2. Принципы социологических измерений
- 17.3. Приемы сбора эмпирической информации
- 17.4. Методы обработки социологической информации
16.3. Требования к программе исследования
Первое и главное — она должна быть. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.
Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы — продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.
Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Короче говоря, все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование — гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.
Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.
Рабочий план исследования — органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.
На программу опытные социологи тратят до половины времени. Поэтому когда у меня просят дать образец анкеты по новому исследованию, то я отвечаю: "Может, сразу дать ключ от сейфа?"
- Примерное распределение времени на организацию социологического исследования:
- Разработка программы — 30-40 процентов.
- Сбор информации — 10-15 процентов.
- Подготовка данных к машинной обработке — 10-15 процентов.
- Обработка данных — 5-10 процентов.
- Анализ материалов, написание отчета — 30-40 процентов.
Конечно, такая структура не является обязательной. Все зависит от глубины и масштабов исследования.
- Что такое методология, техника и методика социологических исследований?
- Определите основные этапы социологических исследований.
- Охарактеризуйте основные типы социологических исследований.
- Каковы основные требования к программе социологического исследования?
- Что такое гипотеза? Каковы ее основные виды?
- Каким основным правилам должна удовлетворять гипотеза?
- Каковы основные требования, предъявляемые к программе исследования?
- Чем программа отличается от рабочего плана исследования?