Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Социальная реабилитация инвалидов по слуху

Социальная реабилитация инвалидов по слуху

 

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7 — 8 % всего населения планеты; около 90 млн. человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по при­мерным данным ВОГ, 12 млн. человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек — дети и подростки.

Стремительно растет число лиц с нарушенным слухом в груп­пе населения после 50 лет. Постоянно увеличивается число детей с дефектами слуха. В структуре заболеваний на долю нарушений слуха и зрения суммарно приходится 17% всех заболеваний, ко­торые приводят к детской инвалидности. Основные причины возникновения заболевания по слуху у де­тей и взрослых — последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических пре­паратов (препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузий, поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреж­дений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).

Существуют различные классификации по степени потери слу­ха, среди которых самая распространенная — классификация, при­нятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (табл. 1).

Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющих полную потерю слуха либо потерю слуха III или IV сте­пени.

Таблица 1

Классификация слуховых нарушений

Уровень слухового нарушения

Потеря слуха, в дБ

Степень потери слуха (по ВОЗ)

Полная потеря слуха

-

Глухота

Глубокое нарушение слуха

90 и более

Потеря слуха IV степени

Тяжелое нарушение слуха

71-90

Потеря слуха III степени

Среднетяжелое нарушение слуха

56-70

Потеря слуха II степени

Среднее нарушение слуха

41-55

Потеря слуха I степени

Легкое нарушение слуха

26-40

Воспринимается обычная речь

Для установления группы инвалидности по слуху (слепоглухота) учитываются следующие показания:

- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);

- нарушение способности к общению — установлению контак­тов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

- ограничение самообслуживания;

- способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в специальном режиме учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);

- способность к выполнению трудовой деятельности: уровень квалификации или объем производственной деятельности, невоз­можность выполнения работы по своей профессии.

Социальные проблемы лиц с нарушенным слухом. На всех возрастных этапах жизни неслышащие люди сталкивают­ся с проблемами в общении с окружающим миром и в получении информации.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструк­туры городов не приспособлены для свободного доступа инвали­дов к информации. К примеру, транспортные средства (автобусы, троллейбусы, поезда пригородного сообщения и др.) не оборудо­ваны табло с бегущими строками. Уличные телефонные аппараты не могут быть использованы инвалидами по слуху для связи с различными абонентами.

Отсутствие сервиса переводческих услуг в различных регионах Российской Федерации, в других случаях — дефицит переводчи­ков жестового языка затрудняют контакты глухих граждан с пред­ставителями государственных органов власти и юстиции, органи­заций социальной защиты, образования, здравоохранения, управ­ления внутренних дел, их учебу в различных образовательных учреждениях.

Производство в ограниченных масштабах различных моделей тек­стовых телефонных аппаратов и других технических средств связи и коммуникации (световых оптических сигнализаторов, электронянь, будильников с вибратором), центров операторской телефонной связи для глухих приводит к их информационной изоляции.

Общественно-публицистические, познавательные, молодеж­ные, художественные, детские и другие массовые передачи на каналах телевидения синхронно не субтитрируются.

Критерии сообщества глухих. С точки зрения патологии глухоты во многих странах с начала 1980-х гг. глухих стали рассматривать как культурно-лингвистическое или социолого-лингвистическое меньшинство. В научных трудах, сообщениях средств массовой ин­формации, в обиходе применяются следующие термины для обо­значения сообщества глухих: «языковое меньшинство», «социо­лого-лингвистическое меньшинство», «культурно-языковое мень­шинство».

Сами глухие смотрят на глухоту как на фактор, который свя­зан, прежде всего, с социальным, лингвистическим, антрополо­гическим и культурным аспектами. Глухие предпочитают, чтобы к ним в обществе относились как к равноправным членам, кото­рые могут быть интегрированы в «мир слышащих» в качестве чле­нов сообщества глухих. В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН согласилась с предложе­нием своих экспертов, что в каждой стране «глухие и люди с серьезными нарушениями слуха должны быть признаны как лин­гвистическое меньшинство, которое имеет право пользоваться своим жестовым языком в качестве первого официального языка и средства коммуникации и обучения, а также пользоваться пере­водческими услугами».

Основными критериями, по которым определяется принадлеж­ность к сообществу глухих, выступают:

1. Использование жестового языка. Жестовый язык объединяет глухих в одно пространство, которое отделяется от большинства слышащих. Жестовый язык передается от одного поколения дру­гому. В 1984 г. ЮНЕСКО приняла резолюцию: «...Жестовый язык должен быть признан как легитимная лингвистическая система и должен иметь тот же статус, что и другие лингвистические систе­мы». В 1988 г. Парламент Совета Европы призвал государства ЕЭС признать национальные жестовые языки как официальные языки в своих странах.

Жестовый язык отмечен в конституции таких стран, как Вели­кобритания, Финляндия, Колумбия, Португалия, Словакия, Че­хия, ЮАР, Уганда и др.

Жестовый язык неслышащих Австралии, Белоруссии, Дании, Канады, Литвы, Норвегии, США, Украины, Уругвая, Швейца­рии, Швеции, Франции и других стран применяется во многих сферах общественной жизни и близок к официальному призна­нию государством.

В Швеции, Норвегии, Франции и других государствах законо­дательно закреплено право глухих на получение образования на жестовом языке.

2. Глухота как критерий идентификации, по которому глухие причисляют себя к социолого-лингвистическому меньшинству.

Как пишет Луиза Кауппинен, президент Всемирной федера­ции глухих (WFD), в журнале «WFD News»: «Во всем мире сфор­мировалось определенное самосознание глухих, которые стали рассматривать себя как социально-культурную общность со своим языком, самобытной историей, ценностями, обычаями, средства­ми и организациями, раскрывающимися во взаимодействии с другими, то есть "неглухими"».

3. Поведенческие нормы и правила. У членов сообщества суще­ствуют определенные правила и нормы, в рамках которых они жи­вут.

4. Браки между глухими. Более 90 % браков глухих людей заклю­чаются с глухими или слабослышащими. Чаще встречаются браки между выпускниками одной школы для глухих или слабослыша­щих детей.

Историческое наследие. Для глухих характерно чувство пре­емственности. Каждое новое поколение глухих наследует историю, пройденную в школе и сообществе. Школьные учебные заведения или общественные организации глухих имеют музейные коллек­ции о развитии сообщества глухих, его культурном историческом наследии.

Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 3