Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Социальная реабилитация инвалидов по слуху
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 3
- Основные понятия геронтологии как науки о старости и старении
- Медико-социальная характеристика пожилых людей
- Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей
- Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниями
- Патопсихологические характеристики больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- Особенности медико-социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и зрения
- Социально-медицинская реабилитация слепых
- Социальная реабилитация инвалидов по слуху
- Реабилитация и социальное обслуживание инвалидов по слуху
- Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями
- Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах
- Перспективные направления развития психиатрической помощи
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7 — 8 % всего населения планеты; около 90 млн. человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по примерным данным ВОГ, 12 млн. человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек — дети и подростки.
Стремительно растет число лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Постоянно увеличивается число детей с дефектами слуха. В структуре заболеваний на долю нарушений слуха и зрения суммарно приходится 17% всех заболеваний, которые приводят к детской инвалидности. Основные причины возникновения заболевания по слуху у детей и взрослых — последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузий, поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).
Существуют различные классификации по степени потери слуха, среди которых самая распространенная — классификация, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (табл. 1).
Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющих полную потерю слуха либо потерю слуха III или IV степени.
Таблица 1
Классификация слуховых нарушений
Уровень слухового нарушения |
Потеря слуха, в дБ |
Степень потери слуха (по ВОЗ) |
Полная потеря слуха |
- |
Глухота |
Глубокое нарушение слуха |
90 и более |
Потеря слуха IV степени |
Тяжелое нарушение слуха |
71-90 |
Потеря слуха III степени |
Среднетяжелое нарушение слуха |
56-70 |
Потеря слуха II степени |
Среднее нарушение слуха |
41-55 |
Потеря слуха I степени |
Легкое нарушение слуха |
26-40 |
Воспринимается обычная речь |
Для установления группы инвалидности по слуху (слепоглухота) учитываются следующие показания:
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);
- нарушение способности к общению — установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
- ограничение самообслуживания;
- способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в специальном режиме учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
- способность к выполнению трудовой деятельности: уровень квалификации или объем производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии.
Социальные проблемы лиц с нарушенным слухом. На всех возрастных этапах жизни неслышащие люди сталкиваются с проблемами в общении с окружающим миром и в получении информации.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры городов не приспособлены для свободного доступа инвалидов к информации. К примеру, транспортные средства (автобусы, троллейбусы, поезда пригородного сообщения и др.) не оборудованы табло с бегущими строками. Уличные телефонные аппараты не могут быть использованы инвалидами по слуху для связи с различными абонентами.
Отсутствие сервиса переводческих услуг в различных регионах Российской Федерации, в других случаях — дефицит переводчиков жестового языка затрудняют контакты глухих граждан с представителями государственных органов власти и юстиции, организаций социальной защиты, образования, здравоохранения, управления внутренних дел, их учебу в различных образовательных учреждениях.
Производство в ограниченных масштабах различных моделей текстовых телефонных аппаратов и других технических средств связи и коммуникации (световых оптических сигнализаторов, электронянь, будильников с вибратором), центров операторской телефонной связи для глухих приводит к их информационной изоляции.
Общественно-публицистические, познавательные, молодежные, художественные, детские и другие массовые передачи на каналах телевидения синхронно не субтитрируются.
Критерии сообщества глухих. С точки зрения патологии глухоты во многих странах с начала 1980-х гг. глухих стали рассматривать как культурно-лингвистическое или социолого-лингвистическое меньшинство. В научных трудах, сообщениях средств массовой информации, в обиходе применяются следующие термины для обозначения сообщества глухих: «языковое меньшинство», «социолого-лингвистическое меньшинство», «культурно-языковое меньшинство».
Сами глухие смотрят на глухоту как на фактор, который связан, прежде всего, с социальным, лингвистическим, антропологическим и культурным аспектами. Глухие предпочитают, чтобы к ним в обществе относились как к равноправным членам, которые могут быть интегрированы в «мир слышащих» в качестве членов сообщества глухих. В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН согласилась с предложением своих экспертов, что в каждой стране «глухие и люди с серьезными нарушениями слуха должны быть признаны как лингвистическое меньшинство, которое имеет право пользоваться своим жестовым языком в качестве первого официального языка и средства коммуникации и обучения, а также пользоваться переводческими услугами».
Основными критериями, по которым определяется принадлежность к сообществу глухих, выступают:
1. Использование жестового языка. Жестовый язык объединяет глухих в одно пространство, которое отделяется от большинства слышащих. Жестовый язык передается от одного поколения другому. В 1984 г. ЮНЕСКО приняла резолюцию: «...Жестовый язык должен быть признан как легитимная лингвистическая система и должен иметь тот же статус, что и другие лингвистические системы». В 1988 г. Парламент Совета Европы призвал государства ЕЭС признать национальные жестовые языки как официальные языки в своих странах.
Жестовый язык отмечен в конституции таких стран, как Великобритания, Финляндия, Колумбия, Португалия, Словакия, Чехия, ЮАР, Уганда и др.
Жестовый язык неслышащих Австралии, Белоруссии, Дании, Канады, Литвы, Норвегии, США, Украины, Уругвая, Швейцарии, Швеции, Франции и других стран применяется во многих сферах общественной жизни и близок к официальному признанию государством.
В Швеции, Норвегии, Франции и других государствах законодательно закреплено право глухих на получение образования на жестовом языке.
2. Глухота как критерий идентификации, по которому глухие причисляют себя к социолого-лингвистическому меньшинству.
Как пишет Луиза Кауппинен, президент Всемирной федерации глухих (WFD), в журнале «WFD News»: «Во всем мире сформировалось определенное самосознание глухих, которые стали рассматривать себя как социально-культурную общность со своим языком, самобытной историей, ценностями, обычаями, средствами и организациями, раскрывающимися во взаимодействии с другими, то есть "неглухими"».
3. Поведенческие нормы и правила. У членов сообщества существуют определенные правила и нормы, в рамках которых они живут.
4. Браки между глухими. Более 90 % браков глухих людей заключаются с глухими или слабослышащими. Чаще встречаются браки между выпускниками одной школы для глухих или слабослышащих детей.
Историческое наследие. Для глухих характерно чувство преемственности. Каждое новое поколение глухих наследует историю, пройденную в школе и сообществе. Школьные учебные заведения или общественные организации глухих имеют музейные коллекции о развитии сообщества глухих, его культурном историческом наследии.