Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 3
- Основные понятия геронтологии как науки о старости и старении
- Медико-социальная характеристика пожилых людей
- Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей
- Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниями
- Патопсихологические характеристики больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- Особенности медико-социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и зрения
- Социально-медицинская реабилитация слепых
- Социальная реабилитация инвалидов по слуху
- Реабилитация и социальное обслуживание инвалидов по слуху
- Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями
- Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах
- Перспективные направления развития психиатрической помощи
Актуальность развития системы медико-социальной реабилитации людей, страдающих психическими расстройствами. Инвалиды с психическими расстройствами относятся к наиболее социально дезадаптированным группам населения. В общей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 10 %. В структуре детской инвалидности по ее причинам умственная отсталость и нервно-психические заболевания составляют около трети.
По длительности сроков инвалидности психические заболевания занимают первое место. Почти 95 % инвалидов, признанных нетрудоспособными в связи с психическим заболеванием и умственной отсталостью, остаются на пенсионном обеспечении пожизненно.
Инвалидность по психическим заболеваниям характеризуется значительной тяжестью: 93,2 % психически больных инвалидов имеют I или II группу. Число работающих психически больных-инвалидов крайне низкое — 4,8 % от общего их числа (менее 50 тыс. человек). При этом 540 тыс. психически больных, находящихся в трудоспособном возрасте и не имеющих инвалидности, не работают. Общее число психически больных, не занятых трудом, составляет более 1 млн. человек.
Общая характеристика нарушений жизнедеятельности в результате психических расстройств. Психические расстройства отличаются большой вариабельностью как по клиническим особенностям, тем или иным проявлениям психической дезорганизации, так и по степени ее выраженности. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, относятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие.
При психических заболеваниях в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмоции и пр.), претерпевает изменение сама структура личности. Дисгармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности — самообслуживании, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.
Степень выраженности ограничений жизнедеятельности зависит от многих факторов — причины заболевания, характера и тяжести повреждения головного мозга, возраста, в котором началось заболевание, и злокачественности его течения. Ограничения в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от незначительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.
При хронических психических заболеваниях заметно нарушаются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга общения, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими.
Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявляются в мышечной скованности, заторможенности, замедленности движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наоборот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов. Эти расстройства приводят к ограничению передвижения.
Нарушения самообслуживания могут доходить до полной утраты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений. При нарушениях памяти, старческом слабоумии могут возникать ситуации, опасные для жизни, — больные забывают выключить газ, утрачивают навыки обращения с электрическими приборами, не ориентируются в знакомой местности, не помнят дорогу домой. При выраженном слабоумии нарушается ориентация не только в окружающем, во времени, но и в собственной личности.
Нередко у психически больных снижаются способности к обучению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. При глубокой умственной отсталости ребенок не в состоянии овладеть речью, усвоение языка сводится в лучшем случае к пониманию простых команд.
Степень ограничения способности к трудовой деятельности колеблется от снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности до неспособности выполнять простейшие трудовые процессы.