Медико-социальная реабилитация: Лекция 3 — Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 3
- Основные понятия геронтологии как науки о старости и старении
- Медико-социальная характеристика пожилых людей
- Формы и методы медико-социальной реабилитации пожилых людей
- Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниями
- Патопсихологические характеристики больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- Особенности медико-социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и зрения
- Социально-медицинская реабилитация слепых
- Социальная реабилитация инвалидов по слуху
- Реабилитация и социальное обслуживание инвалидов по слуху
- Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями
- Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах
- Перспективные направления развития психиатрической помощи
Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.
1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:
• преобладание граждан преклонного возраста (56,9%).
• тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);
• ограниченная способность к самообслуживанию (недееспособные и частично себя обслуживающие);
• ограниченная способность к передвижению;
• изменение психики, проявляющиеся в нарушениях памяти, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики;
• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты.
2. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:
· ограниченные возможности занятости;
· монотонный образ жизни;
· ограниченность жизненного пространства;
· недостаток бытового комфорта;
· психологическая несовместимость проживающих;
· зависимость от окружающих;
· формальное отношение персонала.
Обе группы обстоятельств отражают особенности медико-социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах.
Одна из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах — организация социально-психологической адаптации пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей.
Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов:
- поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении,
- расселение на постоянное место жительства,
- период первых шести месяцев проживания.
Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально-психологической адаптации.
Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:
• поступление связано с состоянием здоровья;
• поступление связано с конфликтной ситуацией в семье;
• поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения.
Важную роль для последующей социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах играет информация об этих учреждениях.
Первые 3— 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющейся хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего.
Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Выяснение характерологических особенностей пожилого человека, наклонностей и интересов, установок и привычек важно для создания микросоциальных групп. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.
Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями специалистов:
· врача,
· медсестры этажа,
· трудинструктора,
· культработника,
· библиотекаря.
Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интернате постоянно или вернуться к привычному окружению. Основные причины недовольства:
плохая организация жизни в доме-интернате,
невозможность проведения полноценного досуга,
невнимательное, формальное отношение персонала,
неблагоприятный психологический климат.
Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.
На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:
· определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;
· выработка индивидуальных психокоррекционных подходов;
· помощь в формировании нового жизненного стереотипа;
· поддержание активных стратегий приспособления;
· формирование адекватных установок на среду;
· снятие негативных эмоциональных переживаний;
· формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы;
· групповая психокоррекционная работа.
Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально.
Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп.
В работе с пожилыми людьми необходимо использовать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате, которая включает следующие разделы:
· тип занятости,
· вид деятельности,
· длительность,
· ответственный за проведение,
· сроки действия,
· эффективность.
К типам занятости относятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной активности и межличностных связей, сохранность познавательных интересов, бытовой независимости и др.
Важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора, определяющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни.
В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сместить акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой "покою", длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почувствовать радость бытия.
Особое место в социально-реабилитирующем воздействии на лиц старших возрастов в домах-интернатах занимает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья этой категории граждан, их интересов и желаний.
При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено пять групп.
По отношению к лицам пожилого возраста, находящимся в домах-интернатах, рекомендовано введение дифференцированных реабилитационных режимов:
• режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, способствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;
• лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;
• лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физиологических функций.
Указанные режимы находятся в соответствии с уровнем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации пожилых людей.
Все технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях:
• средства для самих пользователей с целью реабилитации, восстановления (компенсации) функций и относительно независимого существования;
• средства и оборудование, используемые для бытового обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала.
Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:
· специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;
· средства, облегчающие передвижение;
· средства, способствующие участию в трудовой деятельности;
· приспособления, используемые для общения;
· средства, обеспечивающие проведение досуга.