Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека
- Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека
- Зарубежные теории психического развития человека
- Теория социального развития личности Э.Эриксона
- Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Пиаже
- Теории поведения
- Теория нравственного развития личности Л.Колберга
- Женскую модель развития нравственности
- Условия психического развития
- Влияние обучения и воспитания на психическое развитие ребенка
- Развитие общих свойств личности
- Периодизация психического развития ребенка
Развитие общих свойств личности
В процессе развития происходит не только изменение, усложнение знаний и способов действия. Психическое развитие ребенка включает изменение его личности в целом, т. е. развитие общих свойств личности. В процессе развития изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все большее количество разных действий, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. И, тем не менее, оказывается возможным среди всех этих изменений выделить наиболее общие и определяющие. К ним относятся: 1) общие свойства личностной направленности ребенка, 2) особенности психологической структуры деятельности , 3) уровень развития механизмов сознания.
Развитие личностной направленности. При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, изучение детей и подростков позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения. У одних детей ведущей является учебная направленность: для них важно хорошо учиться, выполнять требования учителя, их очень заботит оценка школьной успеваемости. Иногда такая направленность приобретает несколько формальный, школярский характер. Других детей отличает познавательная направленность. Они любят решать задачи, получать новые знания. Однако не ко всем учебным предметам школьники относятся одинаково старательно. Этим детям не столько важна оценка, сколько познавательная ценность и интересность для них данных занятий. Для многих детей наиболее значимы взаимоотношения с окружающими. Поведение этих детей определяется достижением определенной позиции в коллективе, во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми. Для младших школьников иногда очень важными оказываются сложившиеся у них ранее, еще и дошкольном возрасте, привычные способы поведения и отношений. В подростковом возрасте, наряду с другими типами, выражена направленность на утверждение и формирование своей личности, а также установка на будущую деятельность.
Ведущая личностная направленность определяет многие другие важные стороны психического развития детей. Например, при познавательной направленности дети стремятся получить знания о предметах и явлениях внешней действительности, они фиксируют в сознании способ получения знаний. В то же время эти школьники могут недостаточно старательно отрабатывать действия, навыки, дети не всегда целенаправленны в достижении результата деятельности (особенно когда это касается выполнения практических заданий). Детей с учебной направленностью отличает тщательная отработка учебных заданий, отдельных операций, однако иногда у ребят возникает тенденция действовать по шаблону, их может затруднить самостоятельное выделение общего способа решения новой (не по усвоенному образцу) задачи. Дети, для которых особо значимы взаимоотношения с другими людьми, могут реализовать эту направленность по-разному. Например, одни дети стремятся занять позицию первого ученика, другие удовлетворяются тем, что слывут заводилой, озорником и т. п.
Общая направленность будет определять школьную жизнь детей и особенности формирования у них представлений, знаний, способов поведения. Учет личностной направленности, таким образом, первое и необходимое условие для осуществления наиболее эффективного обучения (овладения знаниями и способами) и воспитания (развития личности) школьников.
Развитие психологической структуры деятельности. Всякая деятельность включает в себя ряд элементов. Все вместе они характеризуют структуру деятельности. Ее составляют мотив — то, ради чего выполняется данная деятельность, цель — представление о том, что должно быть получено в результате выполнения деятельности, операции и способ, которые необходимы для получения данного продукта, объект — тот материал, преобразование которого приводит к нужному результату. Например, школьники делают елочные игрушки в подарок ребятам из детского сада. Мотив этой деятельности у разных детей может быть разным. Одни выполняют ее, чтобы сделать приятное малышам, другие — чтобы выполнить требование взрослого, третьим доставляет удовольствие сам процесс изготовления игрушек. Цель — сделать игрушки для елки. Объект — тот материал, из которого делают игрушки. Операции — все те конкретные действия, которые нужно выполнить, чтобы получить нужный продукт (разрезать бумагу, разрисовать, склеить и т. д.). В этой деятельности дети проявляют себя по-разному. Одни, определив заранее, какие игрушки они будут делать (цель), подбирают в соответствии с этим материал, осуществляют все необходимые операции и получают задуманный продукт. Другие забывают о цели и начинают делать машину, строить дом. Часть детей ориентируется в основном на тот материал, который они имеют или с которым они уже действовали.
В развитии ребенка целенаправленность деятельности формируется постепенно. Например, дети трех лет еще не могут организовать свои действия в соответствии с заранее намеченной целью, они легко утрачивают цель. Для детей пяти — семи лет характерно то, что их действия определяются во многом материалом, той предметной ситуацией, в которой они действуют. Например, когда они строят дом из кубиков, их действия зависят от того, какие кубики (форма, цвет) перед ними лежат, и реже — от заранее продуманного плана постройки. К концу дошкольного возраста представление о будущем продукте, результате начинает занимать все более ведущее место в деятельности. Однако это достигается далеко не у всех детей. Низкие уровни развития целенаправленности, организованности, произвольности деятельности характерны для многих детей, пришедших в школу, и это чрезвычайно затрудняет успешность их обучения.
К концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение произвольно устанавливать отношения между целью деятельности и мотивом. При изменении общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную цель, перестроить свои действия.
С возрастом развивается умение планировать свою деятельность и реализовать свой план. Все эти особенности проявляются и в учебной деятельности. Одни дети при выполнении учебных заданий ориентируются лишь на элементы задачи, не связывая их между собой, другие подбирают способы в зависимости от понимания задачи в целом, ее связи с другим учебным материалом и т. д. Таким образом, в процессе развития психологической структуры деятельности изменяются особенности как общего поведения детей (развивается целенаправленность, организованность, произвольность), так и строение собственно учебной деятельности.
Развитие механизмов сознания. В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника характерно преимущественное отражение целостных ситуаций и внешних свойств предметов, позднее дети начинают выделять функции предметов, затем их строение и т. д. Постепенно формируются понятия и системы понятий.
Эти разные уровни развития мышления ребенка проявляются при выполнении такого задания, как сравнение понятий. Haпример, на вопрос, чем отличаются камень и яйцо, дети отвечают: «Камень на улице, в городе бывает, а яйцо в магазине продают» (сравнение на основе конкретного ситуативного опыта ребенка); «Яйцо белое, а внутри желтое, а камень бывает белый, бывает серый» (выделение внешних признаков); «Яйцо можно есть, а камень нельзя»; «Яйцо едят, а из камня строят дома» (выделение функции предмета); «Яйцо получается от курицы, а камни сами в природе образуются» (признак происхождения); «Оба предметы, но камень — несъедобное, а яйцо — съедобное» (использование родового и видового понятий). Таким образом, одно и то же объективное содержание может отражаться детьми по-разному. Они выделяют различные стороны и признаки этого содержания. Меняется, следовательно, объективное содержание сознания ребенка.
Чем выше уровень развития сознания и мышления ребенка, тем большим богатством признаков и сложностью характеризуются используемые и усваиваемые им понятия. Это объясняется тем, что сознание представляет собой не простое механическое отражение внешних свойств предметов, а в нем осуществляется переработка, связывание разного содержания, которое было ранее выделено ребенком. Поэтому один из важных показателей развития сознания — способность ребенка связывать, синтезировать разные признаки в едином, целостном предмете.
Результаты исследований показывают, что умение анализировать как абстрактные, теоретические, так и конкретные признаки и связывать их в некоторое единое содержание взаимосвязано с успешностью мыслительной деятельности, возможностью самостоятельного, творческого решения задач.
Важным критерием развития сознания является уровень рефлексии, осуществляемой ребенком, осознание своих действий с предметами, предметов в разных их свойствах и, наконец, осознание самого себя, своего «Я». Осознание своего «Я» становится основным механизмом, опосредствующим развитие разных сторон личности ребенка.
Итак, в целостном процессе развития ребенка можно выделить три основные стороны: 1) развитие знаний и способов деятельности в процессе обучения; 2) развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; 3) развитие общих свойств личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления). Каждая из указанных линий развития характеризуется специфическими особенностями, реально все эти линии взаимосвязаны, и только все вместе они составляют такой процесс изменения личности, который может быть назван психическим развитием.