Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека

Теория социального развития личности Э.Эриксона

Теория социального развития личности Э.Эриксона. У З.Фрейда стадии развития назывались психосексуальными, отражая их биологическую сущность. Э. Эриксон же чаще употребляет понятие «социальное», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов. Он выделил 8 стадий, на каждой, из которой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Он полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составлявших тот или иной тип личности. Все стадии люди проходят с разной скоростью и разным успехом. Неудачное разрешение кризиса приводит к тому, что переходя на новую стадию, человек переносят с собой необходимость решать противоречия данной и предыдущей стадии.

Конфликты на разных стадиях развития личности:

· между доверием и недоверием к окружающему миру (в возрасте от 0 до 1 года);

· между чувством независимости и ощущением стыда и сомнениями (в возрасте от 1 до З лет);

· между инициативностью и чувством вины (в возрасте от 4 до
5 лет);

· между трудолюбием и чувством неполноценности (в возрасте от 6 до 11лет);

· между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (в возрасте от 12 до 18 лет);

· между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление: 19–30 лет);

· между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (нормальное взросление: 31–50 лет);

· между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление: 51–60 лет).

Вы здесь: Главная Психология Возрастная психология Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека