Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека
- Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека
- Зарубежные теории психического развития человека
- Теория социального развития личности Э.Эриксона
- Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Пиаже
- Теории поведения
- Теория нравственного развития личности Л.Колберга
- Женскую модель развития нравственности
- Условия психического развития
- Влияние обучения и воспитания на психическое развитие ребенка
- Развитие общих свойств личности
- Периодизация психического развития ребенка
Женскую модель развития нравственности
Женскую модель развития нравственности предложила Гиллиган, которая выделила три уровня, между которыми имеются переходные стадии:
1. Самоозабоченность — на этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. На переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей.
2. Самопожертвование — социальные нормы, которым следуют большинство женщин, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Это роль хорошей матери, когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей, чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее в ситуацию выбора. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других, ответственность за которых она продолжает испытывать.
3. Самоуважение — на этом уровне понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда другим, особенно людям, связанными с нею семейными и социальными узами. Уровень нравственного сознания перерастает в мораль.