Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека

Закономерности и условия психического развития человека


 Генотипическая и средовая обусловленность развития психики


Соотношение генетических и средовых факторов в развитии психики ребенка является одной из важнейших проблем возрастной психологии, т.е. здесь идет речь о соотношении генетически наследственных задатках человека и возможностях его развития через обучение, воспитание.

В зависимости от того, как решается данная проблема в теории — принципиально зависит практический вопрос о том, как, чему и в какой степени обучать и воспитывать ребенка. Здесь мнения ученых часто расходятся.

Практически все современные ученые признают, что психика и поведение во многих своих проявлениях имеет врожденный характер, однако, взрослый человек (личность) является своеобразным продуктом обучения и воспитания, и в этом тоже никто не сомневается.

В настоящее время существует несколько точек зрения на данную проблему, нашедших отражение в различных теориях:

Эволюционная теория развития полагает, что становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков, т.е. процесс психологического и поведенческого развития человека заложен в зародыше (в генотипе). Все, что появляется далее в процессе развития, а изначально представлено в виде задатков, развивается по биологическим законам.

Революционная теория развития полностью отвергает значение генетических факторов в развитии. Все развитие человека сводит к разнообразным воздействиям среды, утверждая, что у любого человека, независимо от его природных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их до нужного уровня с помощью обучения и воспитания,

Вероятностная теория развития — имеет в настоящее время много сторонников. Суть ее в том, что конечный результат развития, достигаемый на каждой ступени, изначально в генотипе не заложен. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны с генотипом и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни человека. То, что человек приобретает на каждой ступени развития, зависит от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.

Функциональная теория развития утверждает, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни человека. Здесь в качестве основного принципа выступает положение Рубинштейна С.Л. об определяющей роли образа жизни в развитии психики человека.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского. Основные положения:

- в процессе культурно-исторического развития человек создал множество разнообразных орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются: инструменты для трудовой деятельности, язык, системы счисления и научился пользоваться ими. Благодаря их использованию человек постепенно перестраивал все свои психические функции, начиная от восприятия кончая мышление. С помощью одних он воздействует на природу, используя орудия труда, используя знаковые системы, с помощью других — на себя;

- в результате применения орудий труда перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень; осуществляется переход от непосредственных к опосредованным психическим процессам;

- обучение представляет собой процесс передачи ребенку опыта пользования орудиями и знаками для того, что он научился управлять собственным поведением и психическими процессами;

- психология и поведение современного образованного человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу же после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития

- всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или натуральную и приобретенную или культурную. Первая биологически детерминирована, а последняя обусловлена исторически и является опосредствованнной. Она связана с использований орудий и знаков;

- первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в общении и совместной предметной деятельности. Орудия и знаки выступают здесь как средства управления поведением других людей и постепенно, путем интериоризации превращаются в средства управления самим собой.

В целом, принято считать, что развитие психики и поведения идет в направлении от простого к сложному, в несколько ступеней:

1 — психика представлена биологическими инстинктами, которые имеются практически у всех сложно организованных живых существ. Ими пользуются с рождения, в том числе и новорожденный ребенок, а некоторые из них сохраняются в течении всей жизни.

2 — условные рефлексы и навыки складываются прижизненно, но на базе генотипически заданных, врожденных форм психики и поведения. Например: способность к ощущениям, механическому запоминанию, элементарному восприятию, автоматическим и рефлексивным движениям.

3 — высшая ступень развития психики связана с включением сознания и воли в регуляцию поведения человека, т.е. чем более высокое место занимает организм на эволюционной лестнице по уровню своего развития, тем сложнее его нервная система, и тем больше ему требуется времени для того, что бы достичь состояния полной психологической и поведенческой зрелости.

Вы здесь: Главная Психология Возрастная психология Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека