Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека
- Глава 2. Закономерности и условия психического развития человека
- Зарубежные теории психического развития человека
- Теория социального развития личности Э.Эриксона
- Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Пиаже
- Теории поведения
- Теория нравственного развития личности Л.Колберга
- Женскую модель развития нравственности
- Условия психического развития
- Влияние обучения и воспитания на психическое развитие ребенка
- Развитие общих свойств личности
- Периодизация психического развития ребенка
Теории поведения
Сторонники поведенческой теории считают, что поведение, его различные формы и типы обуславливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской (Дж. Уотсон), что в переводе означает «поведение». Согласно этой теории человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым — назвать бихевиоризм «теорией обучения», — т.е. «человек учится вести себя всю жизнь». Выделяют три типа обучения:
1. Классическое обуславливание — это простейший тип обучения, в процесс которого используются лишь непроизвольные /безусловные/ рефлексы в поведении детей. Ребенок, как и детеныш животных в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом и на стимулы несколько отличающиеся. /Д.Уотсон/
Пример: американческие исследователи учили бояться 9-ти мес. малыша белую мышь, используя только его безусловные рефлексы. Было подмечено, что ребенок очень пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появляется он вздрагивает, вскидывает ручки, ножки и раздается сильный плач. Ученые показали малышу игрушечную из белого меха мышь, дали потрогать — и ни каких реакций она не вызвала, и так 2 раза. В следующий раз, как только он к ней прикасался, у изголовья его кровати раздавался сильный резкий звук. Малыш испугался, оттолкнул мышь, а в следующий раз при повторении опыта, громко плакал. Теперь его плач можно было слышать после каждого появления мыши, даже без звукового сопровождения.
Белая мышь в данном примере — условный стимул, а плач — обусловленный ответ. Ребенок научился бояться белую мышь, более того подобную реакцию /чувство страха/ вызывали у него теперь и белый мягкий заяц и белый пушистый игрушечный медвежонок и т.п., хотя никто не учил малыша их бояться. Подобную реакцию ученые назвали — генерализацией страха.
2. Оперантное обусловливание (Б.Скиннер). Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные и отрицательные). Дело в том, что дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, относящихся к оперантному обусловливанию, особенно таких, как подкрепление и наказание.
Подкрепление — это стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Различают подкрепление позитивное и негативное. Позитивным — является подкрепление приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения.
Негативное подкрепление — это то, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, лишь бы избежать неприятный стимул.
Пример: в момент, когда шофер садится на водительское место в машине раздается резкий и неприятный звонок, который замолкает лишь после того как пристегиваются ремни безопасности, т.е. согласно теории Б.Скиннера, форма поведения (пристегивание ремня) повторяется ради того, что бы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).
Бихевиористы установили, что наказание тоже является специфическим средством обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения.
Понятие «наказание» и «негативное подкрепление» часто путают, однако: при наказании человеку дается, предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирают нечто приятное — а в результате вынуждают его прекратить какие-то действия или поступки. При «негативном подкреплении» убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.
Б.Скиннер придавал «позитивному подкреплению» большее значение, чем наказаниям из-за отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление — более действенное средство контроля за поведением. Наказания же следует всячески избегать.
Например: истерические припадки ребенка — родители не обращают внимания, т.е. стимул не срабатывает, и постепенно ребенок от него отказывается..
3. Обучение посредством наблюдения (американский психолог А.Бандура). Он считает, что взрослые должны «давать образцы социально приемлемого поведения детям». Не отрицая два выше указанных способа обучения, он полагал, что гораздо чаще обучение ребенка происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем что делают, как ведут себя родители, бабушки и девушки, сестры и братья, сверстники, другие люди в его социальном окружении и старается воспроизводить образцы их поведения. Развитие личностных характеристик человека зависит от его «способности учиться у окружающих».
Например: если ребенок в поликлинике общался с добрым врачом, или видел как другой ребенок изображал доброго врача, слушал по радио, смотрел по телевидению о врачах — он может решит стать врачом, когда вырастет.
За годы жизни ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он это может и не воспроизводить. Однако, если он видит что за какие-то дела, поступки, других детей поощряют, то скорее всего он будет стараться копировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет подражать тем людям, которыми он восхищается. Дети никогда не будут копировать образцы поведения тех, кто им неприятии, или кого боятся.