Лекции по таможенному регулированию. Часть 1 — Экономическое и таможенное сотрудничество со странами СНГ
- Лекции по таможенному регулированию. Часть 1
- Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие
- Задачи федеральной таможенной службы
- Функции таможенных органов
- Международное сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере
- Экономическое и таможенное сотрудничество со странами СНГ
- Регулирование перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств
- Виды таможенных режимов, особенности их правового регулирования
- Переработка на таможенной территории
- Беспошлинная торговля
- Временный ввоз и вывоз транспортных средств
- Таможенные платежи в Российской Федерации
- Закон РФ О таможенном тарифе
- Понятие и виды таможенных платежей
- Роль и место таможенных платежей в экономике России
- Технология начисления и уплаты таможенных платежей
- Методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров
- Цена сделки с идентичными товарами
- Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации
- Особенности исчисления отдельных видов таможенных платежей
- Особенности исчисления налога на добавленную стоимость
- Исчисление и зачет (или возмещение) акцизов по подакцизным товарам
- Практика исчисления таможенных сборов
- Плательщики таможенных платежей
- Обеспечение и технология уплаты таможенных платежей
- Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных сумм
Экономическое и таможенное сотрудничество со странами СНГ
Содружество Независимых Государств было создано в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ и Протоколом к Соглашению от 8 декабря 1991 г., а также Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В Содружество вошли 12 государств — бывших союзных республик распавшегося СССР (за исключением Прибалтийских республик). Целями СНГ как межгосударственного образования являются:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях;
- содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции;
- обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
- осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности ;
- мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.
24 сентября 1993 г. главы государств СНГ подписали Договор о создании зоны свободной торговли в качестве еще одного шага по направлению к таможенному союзу. Он предусматривает поэтапное сокращение таможенных и других сборов в рамках СНГ и создание в последующем Межгосударственного экономического совета.
Интеграционный процесс в рамках СНГ продвигается чрезвычайно медленными темпами. Количество политических деклараций, созданных аппаратных структур и подписанных соглашений несоизмеримо с реальными результатами. Политические интересы национальной бюрократии продолжают преобладать над государственными экономическими и социальными интересами.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Одной из целей создания Союзного государства является «создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств — участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики». К исключительному ведению Союзного государства относятся следующие вопросы международного сотрудничества и внешней торговли:
– создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств — участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
– единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
– единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
– объединенные транспортная и энергетическая системы;
– единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
– единое законодательство об иностранных инвестициях;
– международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
– статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных.
В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются:
– единый порядок экспортного контроля;
– единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза;
– единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.
Однако, сегодня нельзя все-таки назвать Союз России и Беларуси государством. Очень многие вопросы, продекларированные в Договоре до сих пор не решены, например вопрос о вводе единой валюты. Тем не менее, в вопросах создания единого экономического пространства, единых мер тарифного и нетарифного регулирования и др. достигнут значительный прогресс, позволяющий сделать вывод о результативной работе Союза. Еще до подписания Договора в рамках Таможенного союза Беларуси и России были сняты тарифные и количественные ограничения в российско-белорусской торговле, отменены таможенный контроль и таможенное оформления товаров, перемещаемых через границы двух стран, упразднение пунктов пропуска.
Реализация Договора имеет жизненно важное значение для двух стран. Для Беларуси это означает полное открытие российского рынка для белорусских товаров, которые ввиду своей дешевизны подчас имеют конкурентные преимущества перед российскими, резкое облегчение доступа к российским энергоносителям, существенное увеличение притока капитала из России. Для России отсутствие ограничений в российско-белорусской торговле позволило обеспечить свободный доступ своих товаров на белорусский рынок, улучшить финансово-экономическое состояние предприятий и целых отраслей, которые поддерживают тесные многолетние хозяйственные связи с предприятиями и отраслями Белоруссии.