Лекции по таможенному регулированию. Часть 1 — Технология начисления и уплаты таможенных платежей
- Лекции по таможенному регулированию. Часть 1
- Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие
- Задачи федеральной таможенной службы
- Функции таможенных органов
- Международное сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере
- Экономическое и таможенное сотрудничество со странами СНГ
- Регулирование перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств
- Виды таможенных режимов, особенности их правового регулирования
- Переработка на таможенной территории
- Беспошлинная торговля
- Временный ввоз и вывоз транспортных средств
- Таможенные платежи в Российской Федерации
- Закон РФ О таможенном тарифе
- Понятие и виды таможенных платежей
- Роль и место таможенных платежей в экономике России
- Технология начисления и уплаты таможенных платежей
- Методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров
- Цена сделки с идентичными товарами
- Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации
- Особенности исчисления отдельных видов таможенных платежей
- Особенности исчисления налога на добавленную стоимость
- Исчисление и зачет (или возмещение) акцизов по подакцизным товарам
- Практика исчисления таможенных сборов
- Плательщики таможенных платежей
- Обеспечение и технология уплаты таможенных платежей
- Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных сумм
Технология начисления и уплаты таможенных платежей
Таможенная стоимость товаров
Основой для начисления таможенных пошлин, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями).
Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.
Таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара, в определении которой кроме продавца и покупателя участвует третья сторона — таможенный орган. При оценке товара таможенный орган принимает во внимание как обстоятельства данной конкретной сделки, так и существенные характеристики других однородных сделок, для того чтобы обеспечить справедливый характер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых операций.
В настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости: одна установлена Брюссельской конвенцией 1950 г. по оценке товаров в таможенных целях, другая регламентирована Соглашением о порядке применения VII статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1979 г. В основе обеих систем лежит VII статья ГАТТ, поэтому различия между ними проявляются в основном на уровне используемых понятий.
В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что нормальная цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения, как подтвержденные договором, так и не подтвержденные. В Соглашении 1979 г. вместо термина «нормальная цена» употребляется понятие «цена сделки», под которой понимается фактическая цена, уплаченная или подлежащая уплате и включающая в себя комиссионные, стоимость контейнеров, упаковки и т.п. при условии, что не существует ограничений по распоряжению товаром, в отношении сделки и ее цены, которые не позволяют определить таможенную стоимость, отсутствует взаимозависимость между продавцом и покупателем. Соглашение 1979 г. о порядке применения VII статьи ГАТТ, получившее название Кодекса по определению таможенной стоимости, отличается большей обстоятельностью и разработанностью проблемы по сравнению с Брюссельской конвенцией.
Законодательство Российской Федерации заимствовало методы определения таможенной стоимости, выработанные в рамках ГАТТ. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Основными нормативными документами, регламентирующими порядок определения таможенной стоимости, являются Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», а также постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 856 «Об утверждении порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1461 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации».
Таможенная стоимость товаров используется при начислении таможенных пошлин, сборов и иных таможенных платежей, установлении стоимости товаров для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, при ведении таможенной статистики.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Она должна основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ГТК РФ, в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей. Дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна.
При возникновении необходимости в дополнительном по отношению к установленному таможенным законодательством Российской Федерации времени на определение таможенной стоимости декларант может обратиться к таможенному органу с просьбой предоставить ему товары в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с установленным порядком предоставления отсрочек по уплате импортной пошлины.
Увеличение срока таможенного оформления грузов, обусловленное определением таможенной стоимости, не может использоваться для получения импортером фактической отсрочки уплаты таможенной пошлины. За каждый день фактической отсрочки в результате действия или бездействия импортера взимаются пени в размере 0,2 процента причитающихся платежей, рассчитанных исходя из принятой таможенным органом окончательной величины таможенной стоимости товаров.