Лекции по таможенному регулированию. Часть 1 — Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности и органы его осуществляющие

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, путем установления ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения иных мер обеспечивает защиту российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, а также пополнение доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Одним из важнейших законов в Российской Федерации является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) определяющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

В данном законе раскрываются основные понятия, используемые во внешнеторговой деятельности и принципы государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации, к которым относятся:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

- равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление вытекающих из этих договоров прав Российской Федерации;

- выбор мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеэкономической деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Данный закон определяет федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности, методы ее регулирования (таможенно-тарифные и нетарифные), запрещение иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Система государственного регулирования включает в себя:

- нормативно-правовую базу;

- наличие соответствующих государственных органов и строго закрепленной за ними компетенции и иерархической подчиненности и подконтрольности;

- регистрацию участников ВЭД;

- квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

- сертификацию импортных товаров;

- обязательную экспертную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

- таможенно-тарифное регулирование;

- валютное и денежно-кредитное регулирование ВЭД,

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, согласно ч.1 ст.12 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, (№ 164-ФЗ) осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Под таможенно-тарифным регулированием внешнеэкономической деятельности (таможенным делом в современной трактовке) следует понимать сферу деятельности государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений, связанных с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля.

Методы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности основаны на использовании влияния ценового фактора на внешнеэкономический оборот. Это влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница).

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности тесно связано с понятием «таможенное дело» и включает в себя те его институты, которые непосредственно связаны с порядком и условиями перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В таможенном деле применяются меры таможенного тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации.

Запреты – это возложение прямых юридических обязанностей на субъекты ( в основном это касается участников ВЭД, но в ряде случаев — и должностных лиц таможенных органов) не совершать тех или иных строго оговоренных действий, если они стали причастны к условиям, предусмотренным правовой нормой (например, запрет для участников ВЭД на пользование транспортными средствами, таможенное оформление которых не завершено, без разрешения таможенных органов).

Ограничения — это правила, определяющие границы дозволенного или условия. Например, количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам или группам стран. Ограничения на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу могут устанавливаться как в российских нормативно-правовых актах, так и в международных договорах и решениях межправительственных организаций.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственные органы, осуществляющие регулирование отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, принято называть таможенными органами. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Согласно ст.402 ТК РФ, таможенными органами являются:

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2. Региональные таможенные управления;

3. Таможни;

4. Таможенные посты.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, является Федеральная таможенная служба (ФТС) России (до июля 2004г. Государственный таможенный комитет- ГТК РФ), которая осуществляет межотраслевое регулирование таможенного дела в соответствии с политикой правительства, а также осуществляет международные связи с другими странами и международными организациями.

Днем рождения Российской таможни считается 25 октября 1653 года. В этот день царь Алексей Михайлович подписал Именной Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Таким образом, этот документ, представляющий собой первую попытку государственного регулирования основных таможенных и торговых пошлин, в историографии таможенного дела рассматривается в качестве первого Таможенного устава, положившего начало единой таможенной системы России.

Вы здесь: Главная Право Общие лекции Лекции по таможенному регулированию. Часть 1