Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Ресурсы социально-педагогической работы и их использование
- Социальное консультирование
- Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся
- Социальная адаптация как технология социальной работы
- Социальные технологии, разнообразие коассификаций
- Модели социального обслуживания пожилых людей
- Формы обслуживания
- Основные направления работы медико-социальной службы
- Социальный патронтаж ВИЧ-инфицированных и больных спидом
Основные направления работы медико-социальной службы
В штате Центра функционирует медико–социальная служба — 2 врача и 2 медицинских сестры.
Основными направлениями деятельности медико-социальной службы являются:
- Выявление и учет на территории района семей и отдельных граждан, нуждающихся в медико-психологической помощи.
- Осуществлять необходимый патронаж граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием современных методов профилактики, диагностики, лечения.
- Прием в Центре и по месту жительства.
- Бесплатное оказание медицинской помощи малообеспеченным гражданам медикаментами.
- Оказание психологической поддержки.
- Проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, активного долголетия путем организации клубов общения, школ здоровья, лекций, лечебно-оздоровительных мероприятий. Примером могут служить клубы «Помоги себе сам», клуб «Зимняя вишня», школа здоровья «Молодость». Врачи проводят с социальными работниками практические занятия по овладению навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечении, обмороках, ушибах, переломах, сердечной недостаточности, учат измерять артериальное давление, накладывать компрессы.
Стационарная форма обслуживания — пансионат для престарелых (на примере пансионата «Надежда»)
В структуру Центра входит пансионат «Надежда» для престарелых женщин на 7 человек, который располагается в специальном помещении на I этаже жилого дома. Для проживания созданы прекрасные условия, приближенные к домашним: 2 спальни, столовая, комната отдыха (холл), кухня, ванная, мебель и бытовая техника. Основными задачами мини-пансионата являются:
- Организация рационального и диетического питания с учетом возраста и здоровья проживающих лиц.
- Уход за престарелыми, создание благоприятного микроклимата и показанного режима обслуживания.
- Диспансеризация престарелых, организация консультативной помощи специалистов, а также госпитализация больных с учетом лечебно -профилактических учреждений.
- Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
- Обеспечение нуждающихся престарелых слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также некоторыми средствами передвижения.
- Организация культурно-массовой работы с учетом состояния здоровья и возраста проживающих пенсионеров.
В пансионат принимаются престарелые, которые по каким-либо причинам оказались или без жилья, или одинокие, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи временно (до 6 месяцев) до определения дальнейшей судьбы пожилых женщин. Это может быть направление в дома-интернаты, возвращение домой, к родственникам. Как правило, основным контингентом пансионата являются очень больные люди, пережившие в личной жизни много трудностей, оставшиеся без внимания и помощи детей. Практика показала, что такая форма социального обслуживания идеально подходит к реабилитации больных, продлению их жизни.
Плата за проживание престарелых взимается согласно Постановления Правительства «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
Социальный магазин — торговое предприятие, предназначаемое для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Предметом деятельности магазина является:
1) Торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам.
2) Торговля в установленном порядке товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи.
3) Торгово-закупочная деятельность.
4) У магазина процент торговой наценки не должен превышать 10%
Такая форма социального обслуживания крайне удобна для пожилых людей особенно сейчас, когда цены на продовольственные и промышленные товары резко выросли и не позволяют на низкую пенсию их приобретать.
6. Аптечный киоск организуется для обеспечения лекарствами в основном ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно реализации Закона Украины «О ветеранах» по рецептам врача «бесплатно». На каждого обратившегося в киоск заводится личная карточка с последующей отметкой полученного медикамента.
В целях организации посильной трудовой деятельности трудоспособных пенсионеров, инвалидов могут создаваться мастерские по ремонту обуви, одежды, оказания бытовых услуг, ритуальных услуг, ремонту квартир, изготовления швейных, вязальных изделий и т.д. Одна из задач такой формы социального обслуживания является распродажа товаров, оказания бытовых услуг по сниженным ценам малоимущим гражданам по прейскуранту.
Дом сестринского ухода, хоспис (отделение сестринского ухода), организуются при больнице и предназначены для проведения курса поддерживающего лечение больных, преимущественно пожилого и старческого возраста.
Основными направлениями работы являются:
- Квалифицированный медицинский уход.
- Социальное обслуживание.
- Своевременное выполнение врачебных назначений и процедур.
- Медицинская реабилитация больных и престарелых с элементами трудотерапии.
- Динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых.
- Своевременная диагностика осложнений или обострений хронических заболеваний.
Дом сестринского ухода обеспечивает, во-первых: первую экстренную и неотложную помощь, во-вторых: своевременный переход больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения. Пожилых пациентов периодически осматривают врачи, для них организовано диетическое питание, оказывается консультативная и психологическая помощь.
Новой формой медицинского и социального обслуживания считается хоспис. Это специализированное заведение помогает тяжелобольным, умирающим людям своевременно получить помощь, которая облегчила бы их страдания, психологически подготовить к смерти.
В нашей стране увеличивается число граждан, нуждающихся в ночлеге, временном жилье. Для такой категории людей открываются дома ночного пребывания и социальные гостиницы.
Дома ночного пребывания предназначены в первую очередь для лиц без определенного места жительства, исключительно для ночного. Им предоставляется койно-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный осмотр, получают талоны на питание. В случае необходимости этим людям оказывается медицинская, консультативная помощь по вопросам бытового и трудового устройства.
Для временного проживания иногородних, в том числе пожилых граждан, стали открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая и социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения, консультативная помощь и медицинская помощь.
Методы:
Анализ практической деятельности органов и организаций социальной защиты, опыта социальных работников в работе с пожилыми позволяет выделить три главные категории методов:
1. Социально-экономические;
2. Организационно-распорядительные;
3. Психолого-педагогические.
Первая категория социально-экономических методов объединяет все те средства социально-педагогической работы, с помощью которых влияют на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Эти методы влияния на социальные и экономические потребности и интересы применяют в форме:
· Натуральной и денежной помощи;
· Установления льгот, компенсаций и помощи;
· Ухода и бытового обслуживания;
· Морального поощрения.
Организационно-распорядительные методы ориентированы главным образом на координацию взаимоотношения социально-педагогической работы с организационной структурой социальных служб. Их отличает непосредственность влияния, поскольку они опираются, прежде всего, на все нормативно-правовые, регламентирующие акты. В пределах категории можно говорить о разнице между организационными и распорядительными методами.
Организационные методы принципиально влияют на решение вопросов работы социальных служб через положения и инструкции. Распорядительные методы в отличие от организационных позволяют осуществить более оперативное решение проблем, своевременно уточнить задачи.
В зависимости от места в структуре управления и характера влияния на социально-педагогической работы организационно-распорядительными методами являются регламентирование, нормирование, инструктирование.
Психолого-педагогические методы отличаются от предыдущих непосредственным взаимодействием с клиентом через механизм социально-психологического, педагогического изменения его поведения, самочувствия. Главным является поддержка, разъяснения, рекомендации, предоставление информации. Также используют: беседы, лекции, семинары, круглые столы, тренинги, дискуссии и др.