Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Ресурсы социально-педагогической работы и их использование
- Социальное консультирование
- Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся
- Социальная адаптация как технология социальной работы
- Социальные технологии, разнообразие коассификаций
- Модели социального обслуживания пожилых людей
- Формы обслуживания
- Основные направления работы медико-социальной службы
- Социальный патронтаж ВИЧ-инфицированных и больных спидом
РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
В теории и практике социально-педагогической деятельности на сегодня не существует однозначного определения ее ресурсов. Так, Рамазанов В.М. под ресурсами социальной работы понимает все то, что может быть использовано для удовлетворения определенных потребностей или решения конкретных проблем клиента. Алисон Д. Мердак считает, что к ресурсам можно отнести все, что воспринимается клиентом как необходимость для его существования.
А.Лауфер делит ресурсы, которые находятся в распоряжении социальных служб на человеческие, программные и стратегические. Ю.Фоа предлагает 6 основных ресурсов в социальной работе: деньги, любовь, информацию, статус, услуги и товары.
Д.Томас считает, что ресурсы можно разделить на материальные услуги (производство, магазины, школы, сервисные центры); средства и формы организационной и духовной поддержки (социальные службы, общественные организации, церковь); средства межличностной поддержки и собственная активность (самопомощь, взаимопомощь, поддержка членов семьи, друзей, коллег).
ВИДЫ РЕСУРСОВ:
Внутренние ресурсы:
- особенности психических познавательных процессов
- эмоционально-волевые процессы и психические состояния
- личностные характеристики (особенности характера, темперамента, потребности, интересы, ценности, мотивы)
- показатели образовательного уровня
- профессиональные и социальные умения и навыки
Внешние ресурсы:
1. Материальные
Среди материальных можно выделить финансовые и нефинансовые, официальные и неофициальные. К финансовым ресурсам можно отнести все виды денежных поступлений. Неофициальные финансовые — денежная помощь друзей, коллег, которая передается непосредственно в руки. Нефинансовые материальные — помещение, оборудование, книги, вещи, лекарства и др.
2. Человеческие
- Социальные педагоги/социальные работники
- Психологи
- Реабилитологи
- Волонтеры
- Другие специалисты социальных институтов
3. Информационные
- Специальная литература
- Буклеты, листовки, брошюры, пресс-релизы
- Рекламная продукция (плакаты, стенды)
- Информация в СМИ
- Информационная сеть Интернет
- Устная информация от волонтеров, специалистов
4. Институциональные
- Социальные институты воспитания (общеобразовательные школы, школы-интернаты, высшие учебные заведения, внешкольные учреждения)
- Государственные органы социальной работы с населением (территориальные центры, социальные службы, приюты, реабилитационные центры)
- Общественные организации (благотворительные фонды, общественные объединения, товарищества)
5. Технологические – это совокупность форм, методов и приемов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями, социальными педагогами и волонтерами с целью достижения успеха социально-педагогической работы и обеспечения задач социальной защиты населения. Это диагностические техники, психотерапевтические методики, индивидуальное консультирование, тренинги и др.
Отдельным ресурсом выделяют семью, т.к. она одновременно является и внутренним ресурсом и внешним.