Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Ресурсы социально-педагогической работы и их использование
- Социальное консультирование
- Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся
- Социальная адаптация как технология социальной работы
- Социальные технологии, разнообразие коассификаций
- Модели социального обслуживания пожилых людей
- Формы обслуживания
- Основные направления работы медико-социальной службы
- Социальный патронтаж ВИЧ-инфицированных и больных спидом
Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся
Первое правило — формирование чувства Мы. Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия. Педагог должен следить за тем, чтобы не вторгаться в личное пространство ребенка, не давить на него. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благоприятно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.
Социальный барьер возникает в том случае, когда моральные и индивидуальные представления человека о самом себе оказываются слабее, чем требования, предписываемые ему той социальной ролью, которую он призван играть в рамках своей профессии и занимаемой должности, в данном случае — преподавателя.
Второе правило — обязательное установление личностного контакта с детьми. Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе), к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
Третье правило — демонстрация собственной расположенности. Это проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т. д. ), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д. ).
Четвертое правило — показ ярких целей совместной деятельности. Значимость этого положения убедительно обоснована А. С. Макаренко в его учении о перспективе: близкой, средней и дальней.
Пятое правило — постоянное проявление интереса к клиенту. Педагог должен уметь слушать и при этом слышать, сопереживать, не обделяя своим вниманием никого из ребят.
Шестое правило — оказание и просьба помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо инструментировать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. В любой деятельности учащихся важно создать положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения с помощью различных средств: авансирования, подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, оказания скрытой помощи, мобилизации активности, усиления мотивации.