Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Ресурсы социально-педагогической работы и их использование
- Социальное консультирование
- Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся
- Социальная адаптация как технология социальной работы
- Социальные технологии, разнообразие коассификаций
- Модели социального обслуживания пожилых людей
- Формы обслуживания
- Основные направления работы медико-социальной службы
- Социальный патронтаж ВИЧ-инфицированных и больных спидом
Социальная адаптация как технология социальной работы
В процессе изучения темы необходимо, во-первых, выяснить сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.
Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста, групп, социальных слоев населения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).
Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio — приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.
Выделяют четыре вида адаптации:
1) биологическую, которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;
2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали этот вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;
3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;
4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:
а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;
б) на мезоуровне — адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);
в) на микроуровне — индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.
Поскольку человек входит в разнообразную систему социальных отношений (личностных, межличностных, интимных, производственных, деловых, профессиональных, экономических, религиозных), то и типы адаптации могут быть разными: бытовая, экономическая, политическая, религиозная, научная, интимная и др. Любой вид адаптации требует от человека определенных способностей, а поэтому зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.
Адаптация социальная – это процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.
Адаптация происходит на всех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.
Л.Д. Столяренко отмечает, что “Социальная адаптация является целеустремленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления противоречивых взаимоотношений”.
Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).
Л.Д. Столяренко также попробовал объяснить механизм формирования социальной адаптации по двум основам: личностно-субъективной и внешне-объективной.
(С+) — микросреда с позитивной направленностью, (С-) — микросреда с негативной направленностью; личность: (О+) — с позитивной направленностью, (О-) — с негативной направленностью (антиобщественной, негативными взглядами и др.).
1. Успешная социальная адаптация — первый этап адаптации — (А+) — возможна при условиях взаимодействия позитивной личности и позитивной среды: (А+) = [(С+) ´ (О+)]
2. Второй тип механизма адаптации характеризуется несовпадением ожиданий — требований микрогруппы, коллектива и качеств личности. Возможные два варианта:
а) первый вариант с неустойчивой позитивной направленностью: (А+) = [(С+) ´ (О-)]
в таком случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установки, перевести их в свои особенные качества, целые, поступки;
б) второй вариант — вход позитивной личности в среду с негативной моральной и правовой ориентацией, что характеризуется неустойчивой негативной направленностью: (А-) = [(С-) ´ (О+)]
в данном случае макросреда формирует черты личности, которые не отвечают интересам общества, в результате взаимодействия, может произойти передача негативных образцов поведения, что в дальнейшем реализуется в противоправном поведении.
3. Третий тип механизма адаптации осуществляется тогда, когда отсутствуют позитивные социальные связи, которые закрепляют негативную направленность личности, то есть когда человек остается в антисоциальной, преступной среде: (А-) = [(С-) ´ (О-)]
Приспособление личности к негативной криминальной среде называется “псевдоадаптацией”.
Эффективность адаптации обусловлена конечным результатом, который определяется показателями достижений субъекта, удовлетворением его в той или другой сфере деятельности.
С целью улучшения адаптации детей-сирот, детей, которые лишены родительской опеки, воспитанников интернатов, детских домов, создаются специальные программы, которые направлены на формирование у детей, подростков, юношей самостоятельности, контроля своего поведения, самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться деньгами, психологической готовности к профессиональной деятельности, к семейной жизни.
Не менее важные задачи встают перед социальным педагогом в работе с детьми и молодежью — инвалидами. Свою деятельность по социальной адаптации социальный педагог должен планировать с учетом усиления медицинской, бытовой, психологической, педагогической помощи. Важными формами социальной адаптации таких лиц является создание среды позитивного общения во время обучения, отдыха. Рекомендуются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Следует заметить, что работа социального педагога в этом направлении нуждается в особенном внимании, она не может ограничиваться отдельными “актами заботы”, как праздники, конкурсы, благотворительные акции. Такая работа должна стать целеустремленной, систематической, комплексной.
Дезадаптация – это несостоятельность индивида приспособиться к условиям и требованиям социального окружения.
Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть понятной лишь с установлением факторов, причин, которые ей способствовали:
1) семейный фактор, пьянство родителей, безнадзорность детей, жестокость, отсутствие заинтересованности относительно детских проблем;
2) церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга: быстрая утомляемость, раздражительность, неспособность к длительным нагрузкам, ограниченность внимательности, имела количество хороших оценок — факторы, которые ведут к фрустрации, дискомфорта.
Приведем схематические категории дезадаптированных детей:
1. Трудновоспитуемые дети (причинами дезадаптации является сложности темперамента, легкие дисфункции мозга, нарушение внимания, недостаточное умственное развитие, особенности психолого-педагогической ситуации развития и воспитания).
2. Нервные дети, неспособные самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, связанными с системой их отношений (родители, взрослые).
3. Трудные подростки, которые не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом.
4. Фрустрированные подростки – им свойственные стойкость формы саморазрушительного поведения опасного для их здоровья (алкоголизм, наркотики); духовного развития, факта существования (сексуальные отношения, домашние кражи), склонность к суициду, отсутствие смысла жизни.
5. Подростки-деликвенты, постоянно балансирующие границы позволенного и противоправного.
В науке определены такие формы дезадаптации: запущенность, деприват, фрустрация, внутренний конфликт.
Содержание работы социально работника заключается в создании атмосферы реального сотрудничества, партнерства, постоянной поддержке таких отношений. Используются методы индивидуального подхода, наблюдение, беседа, включение в игру, создание педагогических ситуаций.