Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 2
- Ресурсы социально-педагогической работы и их использование
- Социальное консультирование
- Правила педагогического общения в ходе консультирования учащихся
- Социальная адаптация как технология социальной работы
- Социальные технологии, разнообразие коассификаций
- Модели социального обслуживания пожилых людей
- Формы обслуживания
- Основные направления работы медико-социальной службы
- Социальный патронтаж ВИЧ-инфицированных и больных спидом
Социальное консультирование
Консультирование — процедура, используемая в социальной работе, медицинской и юридической практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
Типы консультирования:
Общее
Специальное
Обучающее
Договорное
Принципы:
Целесообразность и целеустремленность
Добровольность и ненавязчивость
Методическая грамотность и компетентность
УРОВНИ ИЛИ СТИЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Примитивный уровень.
Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть, если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда позиция в общении: «родительская» или «детская», если партнер дал достойный отпор; интереса и уважения к личности собеседника нет при полной открытости нелучших сторон своего «Я». Пример: пьяница-дебошир, пристающий к девушке и неожиданно получивший отпор от постороннего со спортивной фигурой.
Манипулятивный уровень.
Субъект, избирающий партнерство на этом уровне, по своему подходу к другому человеку близок к примитивному уровню, но по исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню. Характеристика манипулятора: для него партнер — соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду: если не материальную или житейскую, то, по крайней мере психологическую, которая заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы». На манипулятивном уровне характерны интерес к слабым сторонам личности собеседника, закрытость собственного «Я» и двойственность занимаемой позиции в общении; внешне пристройка может быть любой, а внутренняя позиция — «родительская».
Стандартизированный уровень.
Подлинного ролевого взаимодействия на этом уровне не происходит. Общение основывается на неких стандартах и представляет собой постоянное развертывание партнерами своего «ролевого веера», или контакта масок.
Например: «Маска нуля»: «Я вас не трогаю и вы меня не трогайте». Маска безучастности, вежливости, любезности.
«Маска тигра»: чтобы боялись. Маска высокомерия, маска неприступности. «Маска зайца». «Маска клоуна».
На стандартизированном уровне интерес к партнеру по общению проявляется как к носителю определенной социальной роли (как к пассажиру в транспорте, продавцу в магазине, попутчику и т. д. ), истинное «Я» скрыто маской, позиции — взаимодополняемые.
Конвенциональный уровень.
Этот уровень занимает среднее положение между высшими и низшими уровнями, так как его характеризуют подлинный интерес к личности партнера, забота о нем, готовность встать на его место. Проявляется собственная открытость, хотя и не полностью, а в рамках той ситуации, в которой происходит общение; позиции — разнообразные, взаимодополняемые.
Контакт на конвенциональном уровне требует от партнеров высокой культуры общения, умения держать диалог. Способность «приводить» к такому уровню общения можно уподобить сложному искусству, для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Этот уровень оптимален для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах.
Деловой уровень.
Общаясь на деловом уровне, люди могут извлекать из контактов не только зримые «плоды» совместной деятельности, испытывать исключительно стойкие чувства взаимной привязанности, доверия и теплоты, но и, напротив, утверждаться в почти неустранимых антипатиях друг к другу. Ведь только в деле человек раскрывается полно и с наиболее существенных сторон. Интерес к личности партнера возникает именно с точки зрения его деловых качеств, открытость достаточно большая, позиции в общении разные: от взаимодополняемых «родитель» — «взрослый», «взрослый» — «взрослый» до конфликтных.
Игровой уровень.
На игровом уровне общение отличают полнота и человечность, тонкость содержания и богатство оттенков взаимоотношений. На этом уровне мы общаемся лишь с теми людьми, которых хотя бы немного уже знаем и с которыми нас связывают если не взаимные чувства, то по крайней мере еще не омраченные обидами и разочарованиями. В общении партнеры «играют друг в друга», «отражаются друг в друге», подобно хорошим актерам.
Данный уровень характеризуется подлинным интересом к личности партнера, глубокой открытостью и разнообразием пристроек, что делает общение праздничным, увлекательным и продуктивным в плане взаимопонимания, взаимопознания. Игровой уровень эффективен в педагогическом общении, когда учитель играет роль рассеянного, нуждающегося в помощи знающих и добрых детей, как это делает, например, Ш. А. Амонашвили.
Духовный уровень.
Это высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала, что пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Духовное общение соединяет в себе самые привлекательные черты игрового и делового (живой интерес к личности партнера, взаимное побуждение к спонтанности, совместный поиск истины, благовидное стремление к единодушию и согласию). Духовность достигается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» друг в друга, так как интерес к личности партнера максимально глубокий, что даст импульс к полной собственной открытости и взаимодополняемости позиций.
Зоны общения
Интимная (от 0 до 40 см).
Эта самая главная зона общения, поскольку именно ее человек охраняет как свою собственность. Он разрешает проникнуть в эту зону только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте: детям, родителям, супругам, любовникам, близким друзьям и родственникам. В подзону радиусом в 15 см ~ сверхинтимную — возможно проникнуть только посредством физического контакта.
Личная дистанция (от 0,4 до 1,5 м).
Такое расстояние обычно разделяет нас, когда мы находимся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, преобладает вербальное общение над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т. д. Данная зона характерна для стандартизированного, конвенционального, делового уровней общения.
Социальная зона (от 1,5 до 4 м).
В данной зоне общение носит формальный или официальный характер. В социальной зоне общается лектор с аудиторией, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например водопроводчика или плотника, пришедшего к нам заняться ремонтом в нашем доме — в общем от людей, которых мы не очень хорошо знаем.
Общественная зона (от 4 м).
Когда адресуются к большой группе людей и не нуждаются в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), то удобнее всего стоять именно на таком расстоянии от аудитории. Общения как такового в этой зоне нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения — важна выразительность поз, жестов, интонации и пр.