История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)
- История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)
- Основные направления государственной политики в сфере образования 2
- Основные направления государственной политики в сфере образования 3
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь
В 2003/2004 учебном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 классических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 институтов, 5 высших колледжей. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является достаточно высоким по европейским меркам показателем. За последние 10 лет в отечественном высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы институты бакалавриата и магистратуры.
В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образованию. Под эгидой Министерства образования в республике создаются и внедряются новые учебные планы, программы дисциплин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.
В последние годы актуальной для высшей школы стала проблема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пенсионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механизмом его реализации.
Реформирование образовательной сферы в настоящее время является основой государственной политики многих стран мира. Коренные перемены в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике образования возрастают с каждым годом.
Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в начале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уровень образования, оставшийся в наследство от советского периода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.
- << Назад
- Вперёд