История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)

За минувшее десятилетие белорусская высшая школа суще­ственно изменила свой облик. Вследствие тенденций вестернизации в 90-е гг. в Беларуси, как и в других странах СНГ, инсти­туты были реорганизованы в классические и профильные уни­верситеты, которые сегодня играют ведущую роль в системе образования и сохраняют за собой статус крупнейших образова­тельных и научно-инновационных центров.

В 2003/2004 учеб­ном году в республике действовали 44 вуза, в том числе 7 клас­сических и 16 профильных университетов, 9 академий, 8 инсти­тутов, 5 высших колледжей. По данным за 2003 г. на 10 тысяч человек в Беларуси приходится 340 студентов, что является дос­таточно высоким по европейским меркам показателем. За последние 10 лет в отечественном высшем образовании резко вырос негосударственный сектор. Для совершенствования подготовки специалистов высшие учебные заведения переходят на двухступенчатую систему. В 90-е гг. в ряде вузов республики были внедрены и апробированы инсти­туты бакалавриата и магистратуры.

В 2004 г. в Парламент был передан на рассмотрение проект Закона о высшем образовании, в котором учтены международные нормы по высшему образова­нию. Под эгидой Министерства образования в республике соз­даются и внедряются новые учебные планы, программы дисци­плин, образовательные стандарты подготовки бакалавров (4 года), специалистов (5 лет), магистров (6 лет). С 2003/2004 учебного года в ряде белорусских вузов идет эксперимент по внедрению новой структуры высшего образования.

В последние годы актуальной для высшей школы стала про­блема педагогических кадров. За прошедшие годы социальный статус профессорско-преподавательского состава, зарплата и пен­сионное обеспечение снижались, что вызвало такие негативные явления, как «утечку мозгов», уменьшение притока молодежи в педагогическую профессию, снижение профессионализма профессорско-преподавательского состава. Половина докторов наук — пенсионеры. Только около 42 % преподавателей имеют ученую степень. Решение этих насущных проблем связывается с принятием Закона о высшем образовании и четким механиз­мом его реализации.

Реформирование обра­зовательной сферы в настоящее время является основой госу­дарственной политики многих стран мира. Коренные переме­ны в экономической, социальной и научно-технической жизни требуют адекватных изменений в системе образования. Глубина и темп трансформационных процессов в мировой практике об­разования возрастают с каждым годом.

Курс на модернизацию образовательной системы, взятый Республикой Беларусь в на­чале 90-х гг. позволяет сохранить и приумножить высокий уро­вень образования, оставшийся в наследство от советского пе­риода, сочетать опору на национальные традиции и стремление к достижению высоких международных стандартов.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)