История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)
- История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)
- Основные направления государственной политики в сфере образования 2
- Основные направления государственной политики в сфере образования 3
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь
Полярность точек зрения специалистов и полемика вокруг новых школ была вызвана стихийным характером их появления, отсутствием единой концепции, утратой традиций развития академической школы в советский период. Чтобы стабилизировать работу новых учебных заведений, понадобилось время, которое показало их жизнеспособность.
В своей деятельности гимназия и лицей опираются на традиции европейского школьного образования: академизм, профильность, селективность, высокое качество обучения. Пик создания новых школ в республике приходится на 1991—1993 гг. Начиная с 1994 г. рост сети гимназий и лицеев замедляется, что объясняется определенным насыщением белорусской системы образования этими образовательными учреждениями и ужесточением государственного контроля над их деятельностью.
В середине 90-х гг. приоритетным становится не количественный рост, а качество их работы. В 2004 г. в Республике Беларусь действовали 115 гимназий, 26 лицеев, 100 школ с углубленным изучением предметов. Значительная часть гимназий и лицеев, специализированных школ сконцентрирована в столице, что объясняется высоким общественным спросом, большим числом вузов и квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
В сравнительно небольшой срок система образования Республики Беларусь существенно преобразилась. Особенно значительные изменения произошли в школьном образовании: появились новые типы учебных заведений (гимназия, лицей, учебно-педагогический комплекс, специализированная школа и др.).
Наряду с государственным получил развитие частный сектор школьного образования. В учебных заведениях разворачивается инновационная деятельность, расширяется спектр применяемых технологий. Эти изменения подготовили почву для кардинальной реорганизации школьного образования, его структурной и содержательной перестройки и обусловили вступление белорусской школы в полосу длительного крупномасштабного реформирования.
Структура системы образования в Республике Беларусь представляет собой следующие типы учебных заведений: