История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)
- История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)
- Основные направления государственной политики в сфере образования 2
- Основные направления государственной политики в сфере образования 3
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь
- Реформирование системы образования в Республике Беларусь
2. Реформирование системы образования в Республике Беларусь на современном этапе.
2. В 1998 г. в Республике Беларусь началась школьная реформа. Ее проведению предшествовал подготовительный этап. В 1996 г. были разработаны Концепция реформы общеобразовательной школы (утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.08.1996., № 554) и Программа ее реализации, в которой определены и охарактеризованы 12 основных этапов, организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы, ведущие направления в развитии ступеней общего образования.
В ходе реформы был осуществлен переход к обучению детей с 6 лет. Это обусловило необходимость подготовки к школе детей пятилетнего возраста и вызвало к жизни развитие такого типа учебного заведения, как детский сад-школа.
Белорусская школа стала 12-летней. В республике была внедрена новая модель школьного образования (4 + 6 + 2), согласно которой общее базовое образование предполагает 10-летний срок обучения и является обязательным.
Новая модель общеобразовательной школы в Республике Беларусь включает в себя три ступени: начальное образование, основное (базовое) образование, полное среднее образование.
В настоящее время в Республике Беларусь фактически существуют две модели школы; 11-летняя и 12-летняя. Полностью переход на 12-летнюю модель будет осуществлен к 2008 году.
В рамках реализации реформы была расширена сеть специализированных школ (языковых, математических, музыкальных спортивных и т.п.) для удовлетворения способностей, интересов и склонностей учащихся. Углубленный уровень образования обеспечивают гимназии, лицеи, учебные комплексы «школа (гимназия) — колледж». Для детей с нарушением здоровья создаются санаторные, лесные, вспомогательные школы, школы-интернаты.
С 1 сентября 2002 г. в средней школе Республики Беларусь был осуществлен переход на новую 10-балльную систему оценки знаний. В белорусских школах стала внедряться новая шкала оценок учебных достижений учащихся (10 — превосходно, 9 отлично, 8 — почти отлично, 7 — очень хорошо, 6 — хорошо, 5 — почти хорошо, 4 — весьма удовлетворительно, 3 — удовлетворительно, 2—1 неудовлетворительно, 0 — отказ от ответа его отсутствие).
Отказ от традиционной пятибалльной системы оценки мотивировался тем, что она не позволяет осуществить дифференцированный подход, дает основания для субъективности, слабо учитывает уровень усвоения учащимся учебного материала. Ставка была сделана на письменный контроль знаний школьников (тесты, контрольные работы и т.п.), который стал приоритетным.
Важная задача реформы — введение профилизации на старшей ступени средней школы. Планируется ввести 9 профилей обучения: общественно-экономический, филологический, художественно-эстетический, химико-биологический, физико-математический, естественно-географический, технологический, информационно-математический, физкультурно-спортивный.