История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)

Параллельно со структурной реорганизацией школьной сис­темы в ходе реформы планировалось решить комплекс задач:

• разработать и внедрить новые учебные планы и программы;

• восстановить фундаментальный характер общего среднего 
образования;

• обеспечить широкую дифференциацию обучения (профилизацию) на старшей ступени средней школы;

• внедрить новую систему оценки знаний учащихся;

• создать систему воспитания в школе, основанную на формировании у школьников патриотизма и гражданственности.

Начавшись в средней школе, трансформационные процессы постепенно охватили и высшую школу. В основу преобразова­ний легла «Концепция развития высшего образования в Рес­публике Беларусь», разработанная Министерством образования и одобренная Правительством в 1996 году. Концепция опреде­лила основные цели, задачи и принципы развития высшего об­разования на период до 2005 года. Реформу высшей школы пла­нировалось проводить в три этапа:

• формирование новой структуры высшего образования с переходом на многоступенчатую систему подготовки (бакалавр, 
магистр);

• отработка вариантов новых типов учебных заведений выс­шего образования (академия, высший колледж);

• законодательное закрепление изменений и приведение белорусской высшей школы в соответствие с международными 
стандартами.

Поскольку в 90-е гг. преобразования высшей школы в рес­публике были начаты без достаточного теоретического обосно­вания, отдельные аспекты реформирования требовали дальней­шей концептуальной проработки и корректировки. На между­народных и республиканских совещаниях, конференциях посто­янно обсуждалась целесообразность перехода на новую систему подготовки специалистов. Дискуссии затрагивали, прежде всего, спорные вопросы: плюсы и минусы введения новой системы; специфику отдельных вузов и специальностей, не вписывав­шихся в предложенную схему; систему оценки результатов; по­вышение качества образования и подготовки специалистов и т.п.

Трансформационные процессы, происходящие в высшей школе Беларуси, в первую очередь были направлены:

- на изменение правил поступления в вузы,

- внедрение многоуровневой системы подготовки специали­стов, создание вузовских систем оценки качества образования,

- апробацию новых технологий обучения,

- введение кредитно-модульной системы обучения и оценки результатов.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)