История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)

1. Основные направления государственной политики в сфере образования и система образования в Республике Беларусь на современном этапе.

1.  В начале 1990-х гг. новые политические и социально-эконо­мические реалии, связанные с распадом СССР и появлением суверенных государств, положили начало трансформационным процессам в белорусской системе образования.

Обретение Рес­публикой Беларусь независимости, поиск путей решения соци­ально-экономических проблем в условиях развивающихся ры­ночных отношений, курс на создание социально ориентированного государства актуализировали необходимость разработки стратегии развития образования в новых условиях.

В 90-е годы в Республике Беларусь шел процесс создания новой норматив­но-правовой базы, регулирующей механизмы функционирова­ния образовательной системы с учетом новых реалий. В 1991 г. был принят Закон об образовании в Республике Беларусь, в ко­тором были сформулированы принципы государственной политики в области образования, цели и задачи национальной сис­темы образования, ее структура, права и обязанности препода­вателей, учащихся, принципы финансирования.

Одновременно был разработан ряд важнейших документов, нормативно-правовых актов, концепций, регулировавших и оп­ределявших деятельность звеньев системы непрерывного обра­зования: «Концепция образования и воспитания в Беларуси», «Концепция развития высшего образования в Республике Бела­русь» (1996), «Концепция воспитания в национальной школе», «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи» (1999), «Концепция развития педагогического образования в Республи­ке Беларусь» (2000) и др.

В этих документах получила отраже­ние новая образовательная политика, взгляды на образование и воспитание подрастающего поколения, подготовку кадров в из­менившихся социально-культурных условиях.

В марте 2002 г. в Беларуси была принята новая редакция За­кона об образовании. При доработке законопроекта были уточ­нены понятия «образование», «национальная система образова­ния», освещены проблемы, связанные с правовым регулирова­нием деятельности системы образования.

В частности, были сняты ограничения на получение только одного образования за счет средств бюджета, предусмотрено кредитование студентов, получающих образование на платной основе, а также выдача дипломов единого образца независимо от форм собственности учреждений образования. В Законе получили отражение прин­ципы, на которых строится национальная государственная политика в сфере образования:

- приоритетность образования,

- обязательность общего базового образования,

- доступность,

- преемственность и непрерывность,

- научность, приоритет общечеловеческих ценностей,

- национально-культурная основа образования,

- экологическая направленность,

- демократический и светский характер образования.

Таким образом, на протяжении минувшего десятилетия в Республике Беларусь создавалась новая нормативно-правовая база, регламентирующая развитие национальной образователь­ной системы в новых условиях. Научно обосновывались прин­ципы формирования школьного образования, разрабатывались концепции развития национальной школы, вводились в дейст­вие новые положения об общеобразовательных школах, в кото­рых закреплялся статус новых типов школ (гимназий, лицеев, колледжей, высших профессиональных училищ).

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №15 — Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века)