История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 2
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 3
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 4
- 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв.
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Ярослав Мудрый положил начало составлению старейшего древнерусского свода законов — Русской Правды (около 1016 г.). Этот документ создавался на протяжении XI — XII вв. и в последствии был дополнен сыновьями Ярослава. Несмотря на то, что Русская Правда была, в первую очередь, памятником древнерусского законодательства, в ней запечатлены социально-педагогические и морально-нравственные ценности и идеи того времени.
Как уже отмечалось выше, христианская литература, пришедшая на Русь из Византии, оказала огромное влияние на развитие национальной литературы: по образцу переводимых памятников стали создаваться свои собственные оригинальные произведения. В XI в. стали появляться и первые исторические сочинения. Древнейшая из дошедших до нас русских летописей — «Повесть временных лет». Ученые считают, что и до «Повести временных лет» существовали летописи, но они, не сохранились до наших дней.
В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор использовал их для составления новой летописи, получившей свое название по первым словам: «Се повести времяных (прошедших) лет, и откуду русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».
Над составлением «Повести временных лет» работало в разное время несколько монахов. В составе летописи мы находим и первые договоры Руси и Византии, и жития святых, и сочинения византийских авторов, и народные легенды. Люди, научившиеся читать и писать, еще долго не представляли себе, что наука и поэзия могут существовать раздельно, поэтому летописец был одновременно и ученым, и сказителем.
Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова…» погибла в пожаре Москвы во времена нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославича в апреле 1185 г. против половцев. Неизвестный автор «Слова…» сумел воспеть в этом произведении великую силу любви к родному отечеству и высокие морально-нравственные идеалы воспитания Древней Руси.
В результате княжеской междоусобицы и нашествия татаро-монгол (1237 — 1241) общий уровень образования на Руси резко упал. В результате ожесточенных битв, пожаров и разорений в упадок пришли все древнерусские центры культуры и просвещения. В огне погибли многие культурные ценности и книги, были убиты или угнаны в плен мастера грамоты и ученые люди.