История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 2
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 3
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 4
- 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв.
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Для обучения использовались особые дощечки, на которых вырезалась азбука. Сначала учили произносить буквы, потом — писать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте «писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X — XIII вв.
Школы мастеров были чрезвычайно низкого уровня. Вследствие низкой степени образования в народе стало распространяться мнение о том, что грамота не только трудна, но и вредна для простого мирянина. Считалось, что благодаря ней, можно сойти с ума или впасть в ересь. Поэтому грамотным людям и ревнителям просвещения, того времени, приходилось с трудом защищать книги и школьную ученость и доказывать их пользу.
Но, несмотря на все объективные и субъективные трудности данного периода можно заключить, что грамотность в Киевской Руси X — XIII вв. была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют как летописные источники, так и результаты археологических раскопок (берестяные грамоты, книги, деревянная азбука и мн. др.) в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске и других городах. Это доказывает, что грамотность не была исключительно церковной или княжеской привилегией, а могла быть доступна и простым гражданам, и посадским людям, и ремесленникам.