История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 2
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 3
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 4
- 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв.
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
Однако, основой развития воспитания всех слоев населения и славянской культуры в целом, было язычество — официальная религия древних славян. Язычество — религия, основанная на поклонении многим богам и обожествлении сил природы (воды, огня, земли, ветра и др.), животных, растений и деревьев. Одни славянские племена верили в силы космоса и природы, другие — в Рода, третьи — в души умерших предков и т. д., что обуславливало многообразие различных обрядов и ритуалов.
Основу народного мировоззрения составляла мифология, в которой отразились представления о миропорядке, о том магическом, таинственном, с чем была связана вся жизнь славянина.
Самые древние боги у древних славян не имели имен, а известны были только Род, отожествляющий мужское начало, и Рожаницы, отождествлявшие начало женское, дающие жизнь всему живому. Позже они стали наделяться многообразными силами и получили в разных племенах разные имена.
Но, уже к X веку на Руси установился более организованный культ, в котором выделись высшие божества, почитаемые практически всеми племенами. На высшем уровне находились семь основных богов: Перун (бог грозы и молний), Велес (покровитель скота и богатства), Хорс (бог летнего и зимнего солнцестояния у юго-восточных славян), Даждьбог или Стрибог (бог солнца), Мокошь или Макошь (загадочное женское божество, богиня плодородия и покровительница семейного очага). Эти божества составляли так называемый Владимиров пантеон и в честь этих богов князь в 980 г. поставил на холме «кумиры» — идолы.
На более низком уровне находились такие персонажи языческой мифологии как: Ярило, Купала, Коляда, Лада и др. Ярило, был олицетворением мужского начала и связывался с обеспечением плодородия, прибытка урожая. Купала — персонаж, также «ответственный» за плодородие. Его обязательными атрибутами являлись вода и огонь. Купала — тряпичная или соломенная кукла сжигалась в конце праздника, что связывалась с последующим воскресением, с плодородием и сезонным обновлением природы.
Коляда — персонаж, связанный с новогодними праздниками. Его праздник приходился на 24 декабря (7 января) — пик зимнего солнцестояния. Песни-колядки содержали пожелания благополучия дому и семье; праздник носил карнавальный характер: надевались вывернутые наизнанку тулупы, раскрашивались лица.