История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 2
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 3
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 4
- 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв.
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв.
3. Система начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв. выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики (в семье, в училище, в приходе, в монастыре, мастерами грамоты и др.).
Грамотность в Раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. История древнерусского просвещения открывается летописными известиями о том, что киевские князья Владимир и Ярослав начали строить по городам церкви, стали собирать в них для учения детей и обязали новоприбывших из Византии священников учить детей.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозно-педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств (Переяславле, Суздале, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире, Турове, Галиче, Ростове и т. д.).
Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Учили церковному пению, чтению, письму, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). Поначалу устройством школ занимались лично князья, затем их организацией стала заниматься церковь.
Несмотря на то, что дети занимались в школах группами, обучение носило индивидуальный характер. С каждым учеником учитель занимался отдельно. Обычно родители отдавали ребенка в школу с семи лет, и сами платили за его образование (давали «мзду»).
Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим большого времени и затраты сил. Чтению учились по азбукам и букварям. Способ обучения чтению был буквослагательным и малопонятным. Все книги были рукописные, причем все слова писались слитно, каждая буква писалась по-разному, часто сокращенно. И только постепенно письмо упорядочилось, и появилась определенная орфография.
Учение книжное давало элементарное и повышенное образование, что позволяло ученикам достичь высокого социального положения. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, географии и др.
Обучением детей вначале было возложено на прибывших греков, потом их заменили выучившиеся у них русские священники, а впоследствии педагогической практикой занялись перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне — «мастера» грамоты.