История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- История педагогики (Лекция №3 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века)
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 2
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 3
- 1. Языческая культура и практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян в VI — IX вв. 4
- 2. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв.
- 3. Практика начального воспитания и обучения в Киевской Руси X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв.
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 2
- 4. Педагогическая мысль на Руси в X — XIII вв. 3
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
На самом низшем уровне находились Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Кикимора и многие др. В представлениях древних славян мир был заполнен разнообразными духами, под покровительством которых находилось все вокруг. Вера в этих духов была самой прочной, и память о них сохранилась до нашего времени в фольклоре, обрядах, поверьях, заговорах и пр.
Таким образом, в сознании людей, живших в глубокой древности, мир был заселен множеством добрых и злых духов, помогавших или вредивших им. Человек робел перед необъяснимыми явлениями и силами природы и искал заступничества у богов.
Жрецы, волхвы и кудесники служили посредниками между людьми и божествами, были служителями языческих богов. Они руководили обрядами, приносили богам жертвы от имени народа, составляли календари и хранили в памяти историю племен и мифы.
Языческие представления о мире сохранились в памяти людей и наше время. Они проникали и в систему воспитания древних славян: дети приобщались к старинным праздникам, утверждались в вере языческие персонажи, действия, заклинания. Желая предотвратить негативные поступки детей, родители запугивали детей различными мифологическими персонажами. С самого детства ребенок попадал в атмосферу чего-то таинственного и волшебного, сам участвовал в создании рукодельных вещей с языческой символикой.
Носителями лучших идеалов оказывались персонажи эпоса и сказок. Иван Крестьянский Сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец и другие герои были образцами физической силы, трудолюбия, геройства, мудрости, выносливости, свободолюбия, взаимопомощи и взаимовыручки. Древние славяне не знали рабства, поэтому в их сознании не было традиции «ломать шапку» перед князем. Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, породило определенную мораль и систему нравственных ценностей, в передаче которых и состоял смысл воспитания.
Главной задачей древних славян, живших первобытной общиной, было воспитание таких качеств, необходимых в нелегкой трудовой деятельности, для преодоления враждебных сил природы и защиты племени от чужеземных племен.
Эту функцию осуществляла в определенной степени народная педагогика, которая вводила подрастающее поколение в мир природы, передавая вековые приметы, помогавшие избежать неурожая, спастись от природных стихий.