История педагогики (краткий конспект)
- История педагогики (краткий конспект)
- 3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.
- 4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции
- 5.Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.
- 6.Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
- 7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
- 9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
- 10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
- 11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо
- 12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
- 13. Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
- 14. Педагогическая деятельность А. Дистервега.
- 15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
- 16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
- 17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания
- 18. Особенности образования в закрытых учебных заведениях России в 18 веке.
- 19.Общественная педагогика. Особенности образования и педагогической мысли во второй половине 19в-1917г. в России. Корф,Рачинский, Бунаков.
- 20.Вклад Д.К.Ушинского в педагогическую практику и теорию.
- 21. Идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
- 23.Советская педагогика в 20-е годы.. Пед.деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.
- 23. Образование в 30-60 годы в СССР
- 24.Пед.взгляды В.А.Сухомлинского.
- 25. Система образования и пед.наука в 60-80годы в СССР
11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо.
Дети должны вос-ся, по Р, естественно, сообразно с природой. Он считал, что вос-ие получают из 3 источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Вос-ие природой осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; вос-ие людьми — этo приучение чел. использовать развитие этих способностей и органов; вос-ие от вещей — это собственный опыт чел., приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. В непосредственной связи с естественным вос-ем Р поставил и свободное вос-ие. Он требовал уважать личность реб., считаться с его интересами и запросами. Р придавал большое значение направляющей роли вос-ля. Вос-ль, говорил он, лишь наводит своего вос-ка на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам реб. этого не замечает.Он организует всю среду, все окружающие реб. влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
В 1762 году вышел в свет роман-трактат Р «Эмиль, или О воспитании».В нем Р показал путь вос-ия свободного чел. нового, т. е. буржуазного, общества. Р делил жизнь своего вос-ка на 4 периода. В раннем детстве (от рождения до 2 л) основой всего является физ. вос-ие. Р подробно останавливается на физ.вос-ии Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физ.силы.С 2 л до 12 по мнению Р, необходимо развивать внешние чувства ребенка.
Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги.Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. От 12 до 15л реб., по Р, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса реб. Р развивал оригинальную методику получения знаний реб., основанную на самостоятельном исследовании им явлений.
Пытаясь нарисовать умственное вос-ие нового, свободного человека, Р не сумел связать личный опыт реб. с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Эмиль обучается ряду полезных профессий.Труд — общественная обязанность свободного человека, это и вос-ое средство. Наступает 4 период(от 15 л) нравственного вос-ия, а оно может быть только в обществе. Р выдвигает 3 задачи нравственного вос-ия: это вос-ие добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства.
Вос-ие добрых суждений осуществляется, по Р, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.В этом возрасте Р считал необходимым половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее, юноша должен жить деятельной жизнью. Р считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. вос-ль не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию реб.
Когда же вос-ль найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника. Р считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала.
Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития реб. Неверно, что реб с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.Р не отделял четко развитие от воспитания, он как бы биологизировал сам процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.
Назначение женщины, в понимании Р, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Р считал, что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.