История педагогики (краткий конспект)
- История педагогики (краткий конспект)
- 3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.
- 4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции
- 5.Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.
- 6.Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
- 7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
- 9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
- 10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
- 11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо
- 12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
- 13. Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
- 14. Педагогическая деятельность А. Дистервега.
- 15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
- 16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
- 17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания
- 18. Особенности образования в закрытых учебных заведениях России в 18 веке.
- 19.Общественная педагогика. Особенности образования и педагогической мысли во второй половине 19в-1917г. в России. Корф,Рачинский, Бунаков.
- 20.Вклад Д.К.Ушинского в педагогическую практику и теорию.
- 21. Идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
- 23.Советская педагогика в 20-е годы.. Пед.деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.
- 23. Образование в 30-60 годы в СССР
- 24.Пед.взгляды В.А.Сухомлинского.
- 25. Система образования и пед.наука в 60-80годы в СССР
15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
Воспитание и обучение у древних славян. Восточно- славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.
Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.
С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.
Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма.
В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.