История педагогики (краткий конспект)
- История педагогики (краткий конспект)
- 3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.
- 4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции
- 5.Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.
- 6.Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
- 7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
- 9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
- 10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
- 11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо
- 12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
- 13. Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
- 14. Педагогическая деятельность А. Дистервега.
- 15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
- 16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
- 17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания
- 18. Особенности образования в закрытых учебных заведениях России в 18 веке.
- 19.Общественная педагогика. Особенности образования и педагогической мысли во второй половине 19в-1917г. в России. Корф,Рачинский, Бунаков.
- 20.Вклад Д.К.Ушинского в педагогическую практику и теорию.
- 21. Идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
- 23.Советская педагогика в 20-е годы.. Пед.деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.
- 23. Образование в 30-60 годы в СССР
- 24.Пед.взгляды В.А.Сухомлинского.
- 25. Система образования и пед.наука в 60-80годы в СССР
17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания.
Правительство Петра I осуществило реформы в области культуры, науки и техники. Эти реформы способствовали возвышению дворянства,т.к. все командные и государственные посты были закреплены за ними.Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук.Крупнейшим событием было открытие первых светских государственных школ.
Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Другое, открытое в 1708 году в Германии реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся.В учебный план школы входили математика, астрономия, географические сведения, геодезия, мореплавание и др. светские науки. Являясь уч. заведением широкого профиля, школа выпускала специалистов разных профессий.Сюда в принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не желавшие учиться.
Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям, заинтересованным в получении образования.В 1715 году морские классы школы были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.В школе не было определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению другой и, т.о., выпускались из нее в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения России.
В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного дела.В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который управлял горными заводами.
Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых — горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии.
В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян. Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.
В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые и русские люди