История педагогики (краткий конспект)
- История педагогики (краткий конспект)
- 3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.
- 4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции
- 5.Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.
- 6.Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
- 7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
- 9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
- 10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
- 11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо
- 12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
- 13. Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
- 14. Педагогическая деятельность А. Дистервега.
- 15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
- 16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
- 17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания
- 18. Особенности образования в закрытых учебных заведениях России в 18 веке.
- 19.Общественная педагогика. Особенности образования и педагогической мысли во второй половине 19в-1917г. в России. Корф,Рачинский, Бунаков.
- 20.Вклад Д.К.Ушинского в педагогическую практику и теорию.
- 21. Идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
- 23.Советская педагогика в 20-е годы.. Пед.деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.
- 23. Образование в 30-60 годы в СССР
- 24.Пед.взгляды В.А.Сухомлинского.
- 25. Система образования и пед.наука в 60-80годы в СССР
10. Педагогические взгляды Дж.Локка.
Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании»
Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека. Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.
Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается дома. Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий.
Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей.
Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти к воспитанию другой.
Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, надо замечать различные качества ребенка.
Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.
Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.
Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.
Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям следовало придать практический характер.Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием.
Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным.
Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.