История педагогики (краткий конспект)
- История педагогики (краткий конспект)
- 3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.
- 4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции
- 5.Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.
- 6.Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
- 7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
- 9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
- 10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
- 11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо
- 12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
- 13. Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
- 14. Педагогическая деятельность А. Дистервега.
- 15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
- 16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
- 17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания
- 18. Особенности образования в закрытых учебных заведениях России в 18 веке.
- 19.Общественная педагогика. Особенности образования и педагогической мысли во второй половине 19в-1917г. в России. Корф,Рачинский, Бунаков.
- 20.Вклад Д.К.Ушинского в педагогическую практику и теорию.
- 21. Идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
- 23.Советская педагогика в 20-е годы.. Пед.деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.
- 23. Образование в 30-60 годы в СССР
- 24.Пед.взгляды В.А.Сухомлинского.
- 25. Система образования и пед.наука в 60-80годы в СССР
16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
Содержание образования: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадри Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы — например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Некоторые историки считают, что в Древней Руси большинство населения было безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей), оставленные случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв.; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой.
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Образование стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования:
1. стали возникать приходские и частные школы
2. была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.
В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. Украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением.
На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии где создавались и издавались учебники. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.
изменения в методике начального обучения:
1. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым.
2. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры.
3. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы.
4. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.
Демократический (внесословный) характер образования появился уже в допетровское время. Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников: священники, дьяконы, монахи, князья, спальники…
В допетровское время обучались:
1. Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями.
2. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие.
3. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.).
4. В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими.
5. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.
Очень высок был интерес к истории. Историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея