Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)

Практическая деятельность детей. Ее цель — закрепление норм по­ведения разумного ограничения потребностей для сохранения окружаю­щей среды во всех ее взаимосвязях.

Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, по­садке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и боль­ными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Мо­гут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малы­шам. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые плани­руются примерно раз в неделю.

Зеленый патруль. В последнее время в практику работы со старши­ми дошкольниками входит зеленый патруль, который обходит террито­рию детского сада, отмечает объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимает меры по ее оказанию. Дети пользуются картой, составленной совместно с воспитателем. Патруль может знакомить малышей с прави­лами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты на­земного покрова от вытаптывания, почвы — от уплотнения и т. д. Патруль также определяет, есть ли на участке или на близлежащих территориях редкие и ценные растения. Защищает не только растения, но и всех «дру­зей» леса: муравьев, жужелиц, птиц; знакомится с причинами возникно­вения пожаров, с правилами поведения в природе.

Экологические тропы. В любом заповеднике есть строго определен­ные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окру­жающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться не­тронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических мож­но использовать тропы в парке или на озелененном участке детского са­да. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузни­цу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как чело­век влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа дейст­вительно помогла воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.

Экологические карты. Дети любят путешествовать, открывать неиз­вестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев рас­тет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отме­чают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рас­сматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль дороги? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т. д.

Экологические игры. Ролевые экологические игры основаны на мо­делировании социального содержания экологической деятельности, на­пример, в игре «Строительство города» ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Имитационные экологические игры основаны на моделировании эко­логической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет просле­дить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пира­мидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, на­выков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТОО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении жи­вотных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы-звери» (на классификацию по заданным при­знакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильную дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)