Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)
- Экологическое образование детей направлено
- 6.1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
- 6.2. НАБЛЮДЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- 6.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Практическая деятельность детей
Экологическое образование детей направлено на решение следующих задач:
• формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего, ближайшего окружения);
• формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
• формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
• воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
• формирование основ экологической культуры;
• формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде и т. д.
Содержание и методика экологического образования дошкольников представлены в ряде парциальных авторских программ: «МЫ» Н. Н. Кондратьевой и других; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой, «Планета — наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской, «Мы — земляне» Н. Н. Вересова, «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой и др.
Авторы программы «МЫ» считают, что «...ядром содержания экологической культуры являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах» [25; 4].
Идея единства и взаимосвязи живого и неживого раскрывается на доступном дошкольникам уровне. Объясняется взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям. Даются представления о том, как живые приспособлены к среде обитания, об изменении их жизнедеятельности в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных экологических представлений, создает основу для экологически целесообразного поведения.
Ключевым в программе является понятие «живой организм». Живые — это люди, животные и растения. Все живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют. Живые существа живут, а значит: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами. Живое может существовать, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой обитания; если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления.
В «Концепции экологического воспитания дошкольников» (С. Н. Николаева, 1996) под экологическим воспитанием понимается процесс формирования начал экологической культуры, т. е. становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, а также к людям, создающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности. Это также отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
С. Н. Николаева считает, что живые организмы могут быть рассмотрены с экологических позиций, в их взаимодействии со средой обитания. Поэтому первое экологическое понятие — это понятие «взаимосвязи живого организма со средой обитания». Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые удовлетворяются факторами внешней среды (питательные вещества, вода, кислород и т. д.).
Следующее важное понятие — «морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания» — раскрывает предыдущее, т. е. механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания.
Конкретизацией первого понятия является понятие «среда обитания». С детьми можно обсуждать, что необходимо для жизни растения или животного (вода, воздух, пища, определенные температурные условия и т. д.). Названные понятия, по мнению С. Н. Николаевой, выражают первую и главную экологическую идею: любой организм через свои потребности связан со средой обитания посредством приспособленности к определенным условиям жизни.
По С. Н. Николаевой, содержание экологического воспитания охватывает следующий круг знаний:
• связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
• многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
• человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и жизнедеятельность;
• использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека; загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Таким образом, в основе экологического образования дошкольников лежит освоение детьми знаний о различных связях и отношениях в природе. Научные исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что воспитание экологической культуры возможно лишь при условии формирования у детей представлений о растениях и животных как живых существах. Экологические представления рассматриваются исследователями не как самоцель, а как необходимое условие развития личности ребенка-дошкольника, становления у него начал экологической культуры.