Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)

6.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой под­группой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способ­ствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

• Дети нарвали большой пакет ландышей. Воспитатель на них рассер­дился. Почему?

• Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явле­ниями живой природы — наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышле­ния, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «поче­му?», «отчего?»

Например: «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечива­ются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?».

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна со­четаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание про­гулок с увлекательным рассказом, органичным включением художествен­ных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Экологические экскурсии. Цель — найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежа­щей местности для формирования представлений об окружающих при­родных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстанов­ке, наличии животных и растений. Во время экскурсий дети могут соби­рать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.) Объектами иссле­дования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой приро­ды: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнооб­разное воздействие на природу. Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Коллекционирование. Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.). Коллекционирование может по­ложить начало беседам о природных богатствах России, об их использова­нии («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т. д.).

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски при­роды... открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

Экологические выставки и экспозиции. Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т. д.

Экологический музей. Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование; охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации). Подобный материал позволяет наглядно пред­ставить детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники приро­ды»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т. д.

Экологические наблюдения. Их цель — сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названи­ем); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; сре­да обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить сле­дующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внеш­ний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рабы, млеко­питающие); способ передвижения, приспособление конечностей к спосо­бу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обита­ния; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо при­общать их к практической деятельности.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)