Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)

6.1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

 

Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологи­зация развивающей предметной среды.

По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды яв­ляется привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие расти­тельного и животного мира на участке детского сада, правильная с эколо­гической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошко­льного учреждения составляют развивающую экологическую среду, не­обходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универ­сальности и самоценности природы.

Н. А. Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образова­ния и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать ус­ловия для:

- познавательного развития ребенка (создание условий для его познава­тельной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребен­ка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, от­давать предпочтение объектам природы перед искусственными объ­ектами);

- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных мате­риалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озелене­ние территории; создание условий для экскурсий на свежем воздухе);

- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; фор­мирование желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

- формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растения­ми, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование при­родного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.

Экологическая комната (класс, комната природы). Этот элемент эко­логической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоя­тельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от разме­ров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформле­ние экологического класса должно служить примером безопасного и эс­тетически грамотного оформления помещений, способствовать выработ­ке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций здесь используются только природные материалы.

Живой уголок — достаточно традиционный элемент дошкольных уч­реждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающих целей.

Зимний сад — также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видо­вому составу, внешнему облику, экологическим, географическим осо­бенностям, расположению отдельных групп растений.

Альпийская горка — нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляется в месторасположении горки {на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живом уголке, мини-альпинарии), в видовом составе растений, внешнем виде, размерах камней.

Музеи. Выделяют два направления использования музейной педагоги­ки в целях экологического воспитания: посещение музеев (краеведче­ских, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непо­средственно в дошкольных учреждениях.

Эти направления являются относительно новыми для детских садов.

Огород, сад — эти элементы распространены в ДОУ, углубленно зани­мающихся ознакомлением с природой, и многих детских садах, разме­щенных в небольших городах и поселках. Можно выделить три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на ок­нах; огороды в теплицах и парниках.

Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникно­вению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными, воспитывают ответственность за жи­вых существ.

По мнению С. Н. Николаевой, создание экологической среды, ее под­держание на нужном уровне, усовершенствование и последующее ис­пользование в педагогической деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работ­никами дошкольных учреждений экологического подхода к жизни расте­ний и животных и особенностей методики экологического воспитания детей.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошко­льников являются непосредственный контакт ребенка с объектами при­роды, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практи­ческая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процес­се обсуждения. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, нахо­дящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов.

Экологическая среда в ДОУ — это, прежде всего, конкретные, отдель­но взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы — его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и разви­вается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и расте­ния, если они отвечают следующим требованиям:

- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядо­витые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

- неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные — это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хоро­шее содержание растений и животных не должно отнимать у воспита­теля много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к объектам экологиче­ской среды в детском саду позволит детям видеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней сре­дой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элемен­там среды обитания;

3) появления нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечи­вающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отли­чие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

По мнению С. Н. Николаевой, экологический подход к живым объек­там означает экологически правильное содержание животных, т. е. соз­дание для них индивидуальных условий, максимально копирующих есте­ственную среду их обитания:

- отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушно­го, почвенного, водного);

- оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответст­вующей атрибутикой из природного материала;

- создание необходимого температурного режима;

- подбор нужных кормов.

Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания жи­вотных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, что позволяет организовать на­блюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и т. д. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запа­сание кормов, заботу о потомстве и другие моменты из жизни животных.

Экологический подход необходим не только при содержании живот­ных, но и для растений. Главными факторами, определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, влага, тепло, питательная среда, почва, воздух. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических по­требностей и происхождения, мест их природного обитания.

Таким образом, создание и поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологиче­ской культуры детей дошкольного возраста.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 6. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.)