Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- 2.2. ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ
- 2.3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)
- 2.6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- 2.7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.8. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
- 2.9. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Педагогика среднего профессионального образования
2.7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)
Контроль за знаниями и умениями студентов — один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить динамику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию педагогического процесса.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция контроля — выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий протекания педагогического процесса, его успешности или нет.
Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
В учебно-воспитательном процессе все три функции переплетены и взаимосвязаны, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая, функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция; зачеты, экзамены выполняют диагностическую функцию.
Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос, письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы и т. п.
В образовательном процессе, кроме традиционной проверки знаний, умений обучаемых, присутствует диагностика как своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль — это выявление, измерение и оценивание ЗУ обучаемых. Контроль не должен быть формальным. Дидактический контроль должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего, самому обучаемому.
Проверка — составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности студента, но и объема его учебного труда. Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку как результат проверки. В классных журналах, зачетных книжках, ведомостях оценки фиксируются в виде отметок.
Основой для оценивания успеваемости студентов являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах. Важно понимать, что оценка — это не число, полученное в результате измерений и вычислений, а предписанное оценочному суждению значение. Оценка также является и средством стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.
Выделяют принципы диагностики и контролирования обученности:
- принцип объективности — заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, позитивном отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний и умений;
- принцип систематичности — предусматривает необходимость проведения диагностирования на всех этапах дидактического процесса, заключается в том, что регулярному контролю подвергаются все студенты с первого и до последнего дня обучения в учебном заведении; данный принцип требует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором используются в тесной взаимосвязи и единстве различные формы, методы и средства контроля;
Диагностика процесса обучения обеспечивается системой методов: опросно-ответный метод (фронтальный, индивидуальный опросы); метод контрольных проверочных работ (устные, письменные задания, решение задач, диктанты, сочинения, выполнение рисунков, чертежей, схем, написание докладов, рефератов); зачетно — экзаменационный метод (монологический ответ, собеседование, ответы на вопросы).