Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- 2.2. ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ
- 2.3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)
- 2.6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- 2.7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.8. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
- 2.9. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Педагогика среднего профессионального образования
2.3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, является преподавание и воспитательная работа. Преподавание в современной педагогической науке понимается как процесс управления познавательной деятельностью студентов. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.
В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.
Конструктивная деятельность включает в себя:
- конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
- конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий студентов);
- конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность предполагает установление педагогически целесообразных отношений со всеми участниками педагогического процесса.
Позиция педагога — это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Она определяется, с одной стороны, требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. С другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога; его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. По мнению исследователей этого вопроса, очень важна социальная позиция преподавателя: система взглядов, убеждений, ценностных ориентации — и профессиональная позиция. Л. Б. Ительсон обращает внимание на различие профессиональных позиций и обозначает их типичные роли: информатора, друга, диктатора, советчика и т. д. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить психологическую, психо-физилогическую, физическую готовность с одной стороны, с другой стороны — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме. Профессиональные требования в ней объединены в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии педагога; специальные ЗУН по предмету (специальные). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей. В. А. Крутецкий выделяет среди них дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т. д. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Сторонники гуманистических тенденций в педагогике отмечают, что педагог — это не только профессия, суть которой — транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Говоря о значении педагогической деятельности, необходимо отметить актуальность рассмотрения такого аспекта педагогической профессии, как профессиональная компетентность. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Существуют квалификационные характеристики, которые нормативными моделями определяют компетентности педагога. Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные.
Особое место в структуре личности педагога занимают профессионально-значимые качества личности: доброта, добросовестность, гибкость в отношениях с людьми, эмоциональная уравновешенность, сострадательность, заботливость и другие.
Таким образом, преподаватель, являясь субъектом педагогического процесса, должен обладать многопараметрными качествами, быть готовым к конструированию совместной деятельности со студентами, вносить в ее содержание личностное отношение.