Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

2.3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осу­ществляемой в целостном педагогическом процессе, является преподава­ние и воспитательная работа. Преподавание в современной педагогиче­ской науке понимается как процесс управления познавательной деятель­ностью студентов. Воспитательная работа — это педагогическая дея­тельность, направленная на организацию воспитательной среды и управ­ление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью ре­шения задач гармоничного развития личности.

Теория целостного педагогического процесса рассматривает процесс обучения, который протекает в рамках преподавания и воспитания, как процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обу­чающее воспитание» [Дистервег]. Поэтому, наряду с преподавательскими, важными умениями педагога являются умения воспитательной работы.

В педагогической литературе представлены различные точки зрения на объем и структуру педагогической деятельности. Так, Е. Кузьмина выделяет ее следующие компоненты: конструктивный; организаторский; коммуникативный.

Конструктивная деятельность включает в себя:

- конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного ма­териала, планирование и построение педагогического процесса);

- конструктивно-оперативную (планирование своих действий и дей­ствий студентов);

- конструктивно-материальную (проектирование учебно-материаль­ной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды дея­тельности, создание коллектива, организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление педагоги­чески целесообразных отношений со всеми участниками педагогического процесса.

Позиция педагога — это система интеллектуальных, волевых и эмоцио­нально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Она определяется, с одной стороны, требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. С другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога; его ценност­ные ориентации, мировоззрение, идеалы. По мнению исследователей этого вопроса, очень важна социальная позиция преподавателя: система взглядов, убеждений, ценностных ориентации — и профессиональная позиция. Л. Б. Ительсон обращает внимание на различие профессиональных позиций и обозначает их типичные роли: информатора, друга, диктатора, советчика и т. д. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Совокупность профессионально обусловленных требований к педаго­гу определяется как профессиональная готовность к педагогической дея­тельности. В ее составе правомерно выделить психологическую, психо-физилогическую, физическую готовность с одной стороны, с другой сто­роны — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педа­гогического образования аккумулировано в профессиограмме. Профес­сиональные требования в ней объединены в три взаимосвязанных ком­плекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии педагога; специальные ЗУН по предмету (специальные). Пси­хологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей. В. А. Крутецкий выделяет среди них дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т. д. В структуре личности пе­дагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической на­правленности, включающей в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Сторонники гуманистических тенденций в педагогике отмечают, что педагог — это не только профессия, суть которой — транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Говоря о значении педагогической деятельности, необходимо отме­тить актуальность рассмотрения такого аспекта педагогической профес­сии, как профессиональная компетентность. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, что­бы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Сущест­вуют квалификационные характеристики, которые нормативными моде­лями определяют компетентности педагога. Под компетентностями по­нимается свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения: аналитические, прогностические, проек­тивные, рефлексивные.

Особое место в структуре личности педагога занимают профессио­нально-значимые качества личности: доброта, добросовестность, гиб­кость в отношениях с людьми, эмоциональная уравновешенность, со­страдательность, заботливость и другие.

Таким образом, преподаватель, являясь субъектом педагогического процесса, должен обладать многопараметрными качествами, быть гото­вым к конструированию совместной деятельности со студентами, вно­сить в ее содержание личностное отношение.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)