Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- 2.2. ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ
- 2.3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)
- 2.6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- 2.7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.8. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
- 2.9. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Педагогика среднего профессионального образования
2.2. ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА)
Среднее профессиональное образование (СПО) — образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях СПО, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) — образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО. Главными задачами ССУЗа являются:
- удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со СПО;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Средние специальные учебные заведения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
В ССУЗах реализуются два уровня СПО: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру ССУЗов (техникум, колледж).
Техникум (училище) — основной тип ССУЗа, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Техникум-предприятие (учреждение) — самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы СПО и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы СПО по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.
Основная профессиональная образовательная программа СПО — это документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание СПО определенного уровня по конкретной специальности.
Образовательные программы СПО могут реализовываться как в колледжах, техникумах, так и в других типах образовательных учреждений СПО при наличии соответствующей лицензии.
СПО имеет своей целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают СПО по сокращенным ускоренным программам. СПО может быть получено в образовательных учреждениях СПО или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО). Образовательные учреждения СПО могут реализовать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Лица, имеющие СПО соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Формами освоения профессиональных образовательных программ СПО в образовательных учреждениях являются: очная форма, очно-заочная, заочная, форма семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание форм получения СПО.
СПО осуществляется в соответствии со стандартом образования. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочивания базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта СПО позволяет установить базовый уровень квалификации, повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами и т. д. Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный, региональный.
Реализация стандарта осуществляется в учебных планах специальности, рабочих программах. Учебный план — государственный нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проведения контроля знаний и умений учащихся.
Таким образом, СПО является неотъемлемой частью системы образования, имеет свои правовые и организационные основы, позволяющие осуществлять профессиональною подготовку специалистов и развиваться как системе.