Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)

 

Одним из базовых понятий дидактики является обучение. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе кото­рого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью пре­подавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие учащихся, форми­рование у них знаний, умений, навыков. Преподаватель осуществляет дея­тельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные по­требности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Внешне процесс обучения предстает как совместная деятельность педа­гога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, органи­зует, стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и оценивает ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы — препода­вание и учение. Но поскольку все виды деятельности всегда предметны, т. е. направлены на усвоение определенного содержания, то есть и третий эле­мент учебного процесса — содержание изучаемого. Это внешняя сторона обучения, внутреннюю же сущность составляет процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения ими систематизированными научными знаниями и способами деятельности.

Овладение знаниями, умениями может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизво­дящем) и продуктивном (творческом) [В. И. Загвязинский]. Репродуктив­ный вариант включает в себя восприятие фактов, последующее их ос­мысление, понимание на основе связей, запоминание, усвоение и приме­нение. В продуктивном варианте построения учебного процесса добыва­ние, применение знаний носит поисковый, творческий характер, стиму­лируются самоанализ, саморегуляция, инициатива.

Процесс обучения имеет формы организации. В СПО существует две системы организации обучения — это классно-урочная (училище, техни­кум) и лекционно-семинарская (колледж) формы. Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обуче­ния является урок. Кроме него в данной системе существуют и другие вспомогательные формы — это консультации, дополнительные занятия, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, до­машняя самостоятельная работа учащихся. По дидактическим целям и месту урока в общей системе выделяются следующие типы уроков: комби­нированные, уроки изучения новых знаний, уроки формирования новых умений, уроки обобщения и систематизации изученного, уроки контроля и коррекции знаний и умений, уроки практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин и др.). Сегодня также выделяют нестандартные по своей структуре уроки, призванные поднять познавательный интерес учащихся к процессу обучения, это уроки — дело­вые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки-аукционы, уроки-зачеты, уроки-фантазии и т. д. Важно, чтобы данная форма не пре­вратилась только в развлечение, а имела развивающую ценность.

В колледжах используется лекционно-семинарская система, предпо­лагающая организацию и проведение лекционных, семинарских, практи­ческих и лабораторных учебных занятий, а также стройную систему са­мостоятельной познавательной деятельности студентов.

Лекция — систематическое устное изложение материала, главный ее стержень — научность, доказательность и аргументированность ее теоре­тических положений. Типы лекций: традиционная (информативная) и проблемная. По роли в учебном процессе лекции делятся на вводные, установочные, обзорные, обобщающие, факультативные (Н. А. Морева). Требования к лекции — нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, логика раскрытия вопросов, изложение доступным языком и т. д.

Семинарские занятия — форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя. Семинар направлен на углубленное изуче­ние наиболее важных и сложных разделов учебного курса. По форме проведения семинарские занятия могут быть организованы как беседа по плану, заранее сообщенному студентам, обсуждение докладов, рефера­тов. Различают три типа семинара: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного тематического курса; семинар,

предназначенный для основательной проработки определенных тем курса, и семинар исследовательского типа по отдельным проблемам науки (Н. А. Морева). Также выделяют просеминар — занятие, готовящее сту­дентов к семинарскому занятию (проводится на первых курсах), собст­венно семинар и спецсеминар (для старших курсов).

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализиро­вать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содейство­вать выработке профессиональной деятельности.

Методы обучения — это система способов деятельности преподавате­ля и студентов, направленная на овладение знаниями, умениями, навы­ками. Особую роль в процессе обучения играют активные методы, побу­ждающие обучаемых к активной мыслительной и практической деятель­ности а процессе овладения материалом. В зависимости от направленно­сти на формирование системы знаний или овладение умениями и навы­ками активные методы делятся на имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловая игра, разнообразные упражнения, анализ педагогических ситуаций и т. д.), и неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, раз­ные виды самостоятельной работы, «мозговой штурм» и т. д.).

Таким образом, процесс обучения в среднем специальном учебном за­ведении имеет свои особенности и вместе с тем подчинен общим законам дидактики.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)