Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
- 2.2. ТИПЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ
- 2.3. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (УЧИЛИЩА) КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2.4. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ (УЧИЛИЩЕ)
- 2.6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- 2.7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2.8. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
- 2.9. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
- РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Педагогика среднего профессионального образования
2.6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну их форм учебною процесса и является существенной его частью.
Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Ядром самостоятельной работы, исходным моментом ее конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность студентов по решению поставленных задач, осязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
Основными признаками самостоятельной работы студентов являются:
· наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение решение;
· проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
· проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач, осознание необходимости и возможности выполнить задание;
· владение навыками самостоятельной работы;
· осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов.
В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткой алгоритмизированной схеме до самостоятельной творческой деятельности.
Самостоятельность студентов при изучении специальных дисциплин проявляется через планирование своей учебной работы, отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения, подготовку наглядно-демонстрационного материала, самостоятельное выполнение специальных профессиональных обязанностей в ходе педагогической практики.
В самостоятельной работе студентов всегда должны присутствовать элементы управления и самоуправления: целеполагание, планирование работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами, корректировка хода работы, а также устранение ошибок, совершенствование способов выполнения работы.
Содержание самостоятельной работы студента имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности.
Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекционных, семинарских и практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании, воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель.
В ССУЗе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и т. д. Самостоятельная работа бывает более эффективной, если она парная или групповая. Такая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.
Самостоятельная работа студента проявляется и во внеаудиторное время, когда студент повторяет учебный материал и углубляет свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств.
При выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:
- определение цели самостоятельной работы;
- конкретизация познавательной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе;
- выбор адекватных способов действий;
- планирование;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль и корректировка результатов.
Специфической чертой процесса обучения в среднем профессиональном учебном заведении является организация самостоятельной работы студентов в ходе овладения новыми знаниями. Только при овладении новыми знаниями возможно настоящее интеллектуальное развитие, приобретение умений и навыков самостоятельного учения.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.